История компании Vauxhall начинается с 1857 года. Эмблема грифона, изображенная на логотипе марки, взята с герба наемного солдата Fulk le Breant, который был на службе у Короля Джона в 13 столетии.
После женитьбы он получил небольшое поместье около Лондона, к югу от Темзы, построил дом, в последствии переросший в целый район Лондона, называемый теперь Vauxhall.
Vauxhall основал Александр Уилсон. Изначально фирма была хорошо известна как производитель судовых двигателей. В 1896 году она предлагала уже целый ассортимент моторов внутреннего сгорания.
Первый автомобиль марки Vauxhall-5НР оборудовали одноцилиндровым оппозитным двигателем мощностью 5 л.с. с цепным приводом, подвеской на пружинах и рулевым управлением с продольным рычагом. Его аналогом послужил американский Brushmobile. Следующая марка 6НР полностью повторяла конструкцию первенца, но уже имела передачу заднего хода.
В 1905 году компания Vauxhall переехала из Лондона в Лутон, в графстве Бедфордшир. И сразу же появились три новые модели. Все они были оснащены 3-цилиндровыми двигателями и 6-ступенчатыми коробками передач. Отличительной особенностью первых марок Vauxhall стал низкий клиновидный капот. В 1906 году выпускается модель Vauxhall-18/20НР с 4-цилиндровым мотором и карданной передачей, за которым последовала более легкая марка 12/16НР. Новой внешней особенностью всех машин стал массивный никелированный радиатор, применявшийся до 1959 года.Vauxhall Poster
Тем временем главный конструктор фирмы Лоуренс Померой которому тогда было всего 24 года закончил разработку марки 20НР, которая одержала победу в специальном пробеге на надежность 1908 года, пройдя без поломок 3200 км.
Лоуренс спроектировал также еще одну машину, которая в 1910 году убедительно продемонстрировала свои возможности в пробеге на приз немецкого принца Генриха, после чего выпускалась под названием Prince Henry
Prince Henry является прямым потомком марки Vauxhall-20НР. Этот успех и другие спортивные достижения побудили в 1909 году директоров фирмы Перси Киндера и А. Дж. Хэнкока выставить ее улучшенный вариант в гонке на приз прусского принца Генриха, брата германского императора Вильгельма II, который был организатором престижных соревнований для стандартных легковых автомобилей в 1908-1910 годах.
Лоуренс Померой, получил задание - построить для этой машины новый двигатель с верхним и чуть смещенным распределительным валом, приводившим клапаны V-образного расположения. Первый вариант оказался неудачным, поэтому заявленные на гонку автомобили оборудовались усиленными вариантами двигателя марки 20НР мощностью от 38 до 55 л.с.
На состязаниях 1910 года автомобили Vauxhall показали себя весьма прочными и надежными, хотя главный приз достался автомобилям AustroDaimler с 5,7-литровым мотором мощностью 95 л.с.
Спортивные варианты стали основой обычных легковых машин Vauxhall-С и Prince Henry показанных в 1911 году на Лондонском автосалоне. Подобным образом поступили и австрийцы: AustroDaimler в 1911 -1914 годах также выпускал автомобили марки Prince Henry.
Британский Принц с немецким именем до 1912 года предлагался с 3-литровым мотором. Затем его заменил 4-литровый мощностью 70-75 л.с. Колея и база этих исполнений были увеличены, что позволило устанавливать нашасси кузова больших размеров.
Все модели этой серии имели колеса соспицами и центральной гайкой. С 1913 года на них начали серийно устанавливать электрическое освещение, а с 1914 года - электрический стартер.
Как и другие марки Vauxhall того времени они имели большой дорожный просвет, могли работать на плохих дорогах в британских колониях. К слабым местам автомобиля Prince Henry следует отнести коробку передач, тормоза задних колес и систему охлаждения.
В автоспорте эти машины оказались очень успешными. Автомобиль Prince Henry победил при температуре -40°С в зимней гонке 1912 года в Швеции, а в 1913 году выиграл 35 горных гонок и 14 заездов на надежность. В пробеге по России 1911 года он прошел всю дистанцию без единого штрафного очка, что побудило Николая II приобрести такую машину. Во время войны модель Prince Henry использовалась в качестве штабного автомобиля. Всего их изготовили 240 экземпляров. В серийных исполнениях рабочий объем двигателя этой машины повысили до 4 л
Фотография автомобиля 1925 Vauxhall 30/98
Бизнесмен Джон Хиггинсон родом из графства Ланкашир стал известным благодаря своему изобретению - системе карбюраторного питания Autovac, работавшей от разряжения во впускном коллекторе. Кроме того, он считался уважаемым водителем, одержавшим многочисленные победы на машинах марки Mercedes -60PS La Buire.
Страстно увлеченный автоспортом, Хиггинсон обратился к Померою с предложением модернизировать марку Prince Henry и вновь превратить его в спортивный автомобиль, установив на первоначальном шасси двигатель повышенной мощности.
Новый Vauxhall получил обозначение 30/98. До начала войны было построено лишь 13 экземпляров, предназначенных для узкого круга владельцев. Одним из них стал Хиггинсон, вновь проявивший себя способным гонщиком.
После войны марка 30/98 была включена в производство как Е-30/98. На нем использовали более прочное армейское шасси серии D с короткой базой. Очень скоро новый Vauxhall завоевал хорошую репутацию дорожно-спортивного автомобиля с двигателем повышенной мощности, хотя ему так никогда и не удалось опередить 3-литровый Bentley.
Фотография автомобиля 1930 Vauxhall Hurlingham
В 1922 году марка Vauxhall-Е получила верхнеклапанный мотор и новое обозначение ОЕ-30/98. Модель оказалась более тихая и мощная, развивая 120 л.с. вместо прежних 90 л.с. По желанию клиента автомобиль поставлялся со спортивным алюминиевым кузовом.
Самым слабым местом серии 30/98 являлась тормозная система, хотя в 1923 году ее несколько усилили, установив тормоза на передних колесах. Лишь в 1926 году появился гидропривод тормозов. В конце 1927 года выпуск марки 30/98 был полностью прекращен. Всего изготовили около 580 экземпляров.
Компания Vauxhall относится к числу немногих британских производителей, которым удалось и во время войны продолжить производство легковых автомобилей. К ним принадлежит марка Vauxhall-D, применявшаяся ванглийской армии как штабная машина. В 1919 году под индексом Е-30/98 она была включена в производство, и изначально оборудовалась двигателем с боковыми клапанами.
Модифицированный в 1922 году вариант ОЕ-30/98 оснастили новым 4,2-литровым двигателем с верхними клапанами и тормозами на всех колесах. Одновременно компания Vauxhall ввела в производство новую более экономичную марку 14/40НР.
Объем продаж автомобилей Vauxhall никогда не был большим. В 1924 году, например, было изготовлено 1400 экземпляров. Американский концерн General Motors давно намеревавшийся создать в Великобритании плацдарм для вторжения на европейский рынок, заинтересовался Vauxhall и в 1925 году приобрел ее.
Спустя 3 года появились первые марки Vauxhall, в конструкции которых уже ощущалось американское влияние. Среди первых был автомобиль 20/60НР с верхнеклапанным двигателем и катушечным зажиганием. В последующие годы появились серии Silent -80 с 6-цилиндровым 3,9-литровым бесклапанным двигателем и Hurlingham-R - спортивный вариант модели 20/60НР.
В 1931 году на смену серии 20/60 пришел более совершенный и экономичный Cadet. Его скругленные формы явно напоминали модные американские машины. Вскоре Cadet стал очень популярным. Во многом благодаря ему, компания Vauxhall вошла в число наиболее известных в мире фирм-производителей автомобилей.
Фотография автомобиля 1938 Vauxhall Ten Saloon
В 1932 году марка Cadet была значительно улучшена. На нем установили генератор напряжением 12 В вместо старого 6-вольтового и новый рулевой механизм, но главным новшеством стала синхронизированная коробка передач. На американском рынке она уже не была диковинкой, однако в Англии Cadet стал первым автомобилем с такой коробкой. На его базе выпускался упрощенный вариант 26НР, предназначенный главным образом для британских колоний