«Нет никакой практической необходимости по-прежнему создавать механические часы. Штамповать кварцевые гораздо проще и удобнее. Почему же их продолжают делать? Потому что это - элемент культуры». Замечательные слова, сказанные выдающимся часовщиком Людвигом Ошлином, невероятно четко подчеркивают значимость того, что вот уже на протяжении 150 лет производит компания Ulysse Nardin.
Механические часы Ulysse Nardin действительно являются частью целой культуры, а точнее частью «истории во времени», как гласит лозунг компании.
Свидетельство тому - 18 золотых медалей, присужденных самыми высокими жюри на Международных часовых выставках и более 4000 наград по хронометрированию. Вот и сегодняшние мастера, поддерживая исключительность марки Ulysse Nardin, сохраняют традиции, опыт, технологию и неизменное высочайшее качество своих гениальных предшественников.
История компании Ulysse Nardin начинается с 1846 года, когда двадцатичетырехлетний и швейцарец Улисс Нарден основал часовую фирму и назвал ее своим именем. Молодой человек не просто продолжил дело своего отца - Леонардо-Фредерико Иордана, который изготовлял будильники и часы с репетиром. Созданная Улиссом Карденом компания вплотную занялась производством морских хронометров. Именно поэтому эмблемой Ulysse Nardin стало стилизованное изображение якоря. Талантливый Улисс не прогадал, поскольку точно уловил дух времени. Как известно, вторая половина века прошла под знаком технического прогресса. Европейцы увлекались романами Жюль Верна, мечтали о полетах из пушки на Ауну, в их жизнь входили фотоаппараты, телеграф, телефон. А корабли забирались в неведомые до той поры уголки Земли и с карты мира постепенно стирались многочисленные белые пятна. Маленькая Швейцария, не имевшая выходов к морю, принимала во всем этом самое непосредственное участие, а изделия швейцарских часовщиков путешествовали по миру гораздо больше, чем сами швейцарцы. Хронометр в то время был единственным прибором, позволявшим определять не только точное время, но и местонахождение судна. От этого изделия требовалась высочайшая точность. То, что судно с хорошим хронометром на борту возвращалось в родную гавань целым и невредимым, свидетельствовало о высочайшем техническом уровне часовой компании.
Из-за своей исключительной точности хронометры Ulysse Nardin скоро стали легендарными. В 1893 году во время Чикагской универсальной выставки они были удостоены Золотой медали, а в 1906 году в Милане ив 1909 в Буэнос-Айресе повторили свои успех. Но еще до этого в 1862 году на Лондонской выставке компания получает специальный приз в категории «Сложные часы, карманный хронометр", затем в 1867 году - серебряную медаль за новый карманный хронометр с а независимой секундной стрелкой, и наконец, в 1873 году новый тип карманного хронометра, заводящегося без использования традиционной внешней заводской головки, награждается "Progress Medal" - медалью за прогресс в техническом развитии.
Успех компании закрепил сын Улисса Нардена Пол Дэ-вид Нарден, взявший в 1876 году управление семейным бизнесом в свои руки. Высокая оценка качества морских хронометров позволила фирме войти в число самых именитых часовых компании.
После смерти Пола Дэвида семейная фирма была поделена между его тремя сыновьями - Альфредом, Гастоном и Эрнестом в 1922 году была преобразована в акционерное общество. Уже в 1923 году морской хронометр, разработанный Эрнестом, получил «Первый приз» на испытаниях, посвященных «Столетию Breguet)).
В 1935 году компания Ulysse Nardin разработала калибр «22-24» - первый хронометр с двумя секундными стрелками и точностью измерения 1/10 секунды. Прототип этих часов завоевал Золотые Медали на Всемирных выставках в Барселоне и Нью-Иорке.
В 1936 году модель Chronosplit Berlin была впервые представлена на Берлинской Олимпиаде. Именно с помощью этих часов удавалось устанавливать точнейшие результаты до сотой доли секунды.
Техника клуазонне
Шли годы, а часовые изделия компании завоевывали все большую популярность. Одной из величайших заслуг компании Ulysse Nardin в начале 80-х годов стало возрождение техники клуазонне - техники перегородчатой эмали. Ее придумали еще римляне, она ценилась и в арабских странах, и в средневековом Китае. Мастер Ulysse Nardin - Мишель Вермо потратил годы на возрождение старых традиций и совершенствование технологии. Процесс производства перегородчатой эмали крайне кропотлив и сложен. После изготовления основы - круглого диска из золота, на нем иглой выцарапывают контуры рисунка. Затем специальным инструментом царапины превращают в выемки, в которые вставляют золотые ленты толщиной 0,07 миллиметра. Потом кончиком заостренного гусиного пера наносится микроскопический слой невесомой цветной пудры и укладывается в соответствующие отсеки. Все это помещается в печь, порошок плавится и застывает. Процедура повторяется в среднем десять раз. Это позволяет наполнить изображение глубиной и объемом. Толщина слоя эмали составляет доли миллиметра. Одно неверное движение руки или обжиг, длящийся несколько секунд дольше, чем положено - и работу нужно начинать сначала. Абсолютный шедевр сложности - часы серии Jungle с минутным репетиром. На циферблате изображены тигр, тукан и носорог. Нажатие на кнопку репетира приводит сцену в движение. Раздается мелодичный звон, и тигр машет лапой, отбивая часы, тукан опускает клюв, отмеряя секунды. В мире существует 18 ^ экземпляров таких часов. Несмотря на высокую стоимость, такие часы не подделывают, поскольку технология столь сложна, что не поддается имитации.
Уникальный репетир
Часами высшей категории от Ulysse Nardin считаются часы с репетиром «Эротика». Их циферблат, выполненный в технике перегородчатой эмали, украшают два эротичеких этюда. Все фигурки выполнены из 18 каратного золота и с каждым ударом репетира приводятся в движение. «Эротика» - это, прежде всего, коллекционные часы, всего существует 28 часов этой серии. Следует заметить, что Ulysse Nardin делает не только сложные и дорогие механические часы. Среди моделей компании есть и довольно простые часы, предусмотренные не столько для украшения коллекции, сколько для длительного ношения.
«Трилогия Времени» - Солнечная Система в руках
Кварцевая революция привела Ulysse Nardin на грань банкротства. Последние десятилетия XX века ознаменовались, как казалось, полной победой кварцевых часов над механическими. Как следствие, семейная фирма Ulysse Nardin переживала трудные времена.
Впрочем, оказалось, что такое положение дел сыграло на руку компании. В 1983 году фирма Ulysse Nardin была приобретена Рольфом Шнайдером - менеджером с огромным опытом работы в часовой отрасли. Но, для того чтобы вывести фирму из затруднительного положения, Рольфу Шнайдеру нужно было сотворить что-то выдающееся. Помогла случайность. Однажды Рольф Шнайдер познакомился с тем самым Людвигом Ошлином - гениальным часовым мастером. Когда-то Ошлин занимался восстановлением часов XVII века из музея Ватикана, а в последние годы посвятил себя четырехтомному научному труду о часах как модели космоса. Встрече между Рольфом Шнайдером и Людвигом Ошлином, во время которой они договорились о сотрудничестве, суждено было стать знаковой в истории современного часового дела.
Рольф Шнайдер начал свою работу с поиска материалов по истории фирмы. В антикварных магазинах покупались старинные экземпляры часов Ulysse Nardin. Предприниматель собирался предложить клиентам уникальные изделия, где были бы гармонично соединены традиционное искусство и новые технологии. Девизом компании того времени стала фраза: «Ulysse Nardin оживет через часы, которые еще никогда не существовали».
В это время мастер Людвиг Ошлин создал свой первый шедевр в фирме Ulysse Nardin - «Трилогию времени». «Трилогия» - это уникальные с точки зрения техники часы трех видов, которые переопределили хронометрирование, раздвинув границы функционирования часовых механизмов от простого измерения часов, минут и секунд, до определения четкой взаимосвязи между ходом времени и движением небесных тел во Вселенной.
Первой из серии «Трилогия времени» была модель Astrolabium Galileo Galilei. Исторически астролябия - это большой, сложный, тяжеловесный прибор, которым в старые времена пользовались мореплаватели и астрономы. Современные наручные часы Astrolabium обладают сходными возможностями. С их помощью можно вычислить время восхода и захода Луны и Солнца. Определить длину дня и ночи, дни солнцестояния и равноденствия, положение знаков зодиака на небосводе. Задняя крышка корпуса специально сделана прозрачной. Перевернув часы, владелец может увидеть непрерывную работу колес и пружинок. Для часов из серии «Трилогия времени» Людвиг Ошлин нашел исторические прототипы, и сам произвел расчеты. Причем без помощи компьютерных программ, на обыкновенном калькуляторе. Сделано это было не из-за какой-то ненависти к высоким технологиям. Просто Людвиг Ошлин хотел, как бы, внутренне проникнуться каждой цифрой, физически ощутить ее. В результате механизм, сделанный из легчайших и одновременно прочных сплавов, обладает удивительной точностью. Просчитано, что Astrolabium Galileo Galilei отстанет менее чем на сутки через 144 тысячи лет! Недаром именно эти часы были изображены на обложке Книги рекордов Гиннесса, вышедшей в 1998 году. Успех новых часов был оглушительным, но Шнайдер и Ошлин не останавливались. Как результат, второй прибор из серии «Трилогия времени» - Planetarium Copernicus, благодаря своей фантастической сложности и уникальности, также украсил собой книгу рекордов Гиннесса. На циферблате этих сравнительно небольших наручных часов мастера из швейцарской фирмы смогли уместить почти всю Солнечную систему. В этих часах объединились два взгляда на мир - античный и современный, две системы, одна созданная Птоломеем, другая, созданная Коперником. Здесь изображено движение планет вокруг Солнца. Но можно определить их движение относительно Земли. Planetarium Copernicus показывает астрономические позиции планет Солнечной системы. Это значит, что человек с помощью специальной инструкции, приложенной к часам, сможет самостоятельно рассчитывать влияние небесных светил на свою жизнь. Для Planetarium Copernicus Людвиг Ошлин создал принципиально новый механизм, когда все планетарные кольца вращаются на одной оси. Меркурий и Венера движутся в одну сторону, Марс, Юпитер и Сатурн - в другую.
Существует редкая серия этих часов - всего 65 изделий - с циферблатом, выполненным из куска метеорита! Этот подарок с неба был найден в Гренландии в 1896 году. Спустя почти столетие швейцарские часовщики использовали его в часах, где символически подчеркивается связь между Человеком, Землей и Вселенной.
Последний шедевр из серии «Трилогия времени» - Tellurium Johannes Kepler. На его циферблате с помощью техники перегородчатой эмали изображена карта Северного полушария с центром на Северном полюсе. Житель Сиднея или Буэнос-Айреса сможет, естественно, заказать версию с картой Южного полушария. Контуры материков как бы начертаны с помощью золотой проволоки, вручную изогнутой и прикрепленной. Мировой океан и моря изображены с помощью синей эмали, континенты - с помощью зеленой, коричневой и желтой. Изогнутая золотая линия, пересекающая циферблат, показывает, где сейчас на земном шаре день, а где - ночь. С ее помощью можно научиться определять долготу дня в любом районе нашей планеты, время восхода и захода Солнца, траекторию движения по небосводу Солнца и Луны.
Когда «Трилогия времени» была завершена, Людвигу Ошлину задали вопрос, была ли она случайной. Часовой гений ответил: «Случайности не было. Когда я начал работать над Astrolabium», я понял, что астрономические часы должны быть отражением космоса. Но воплотить весь космос в одних часах невозможно. Поэтому «Трилогия времени» представляет собой три плана, три аспекта космоса. Первый из них - познание времени, второй - наблюдение движения светил, а третий - соотнесение движения времени с движением светил».
Вечный календарь от Людвига Ошлина
После окончания работы над знаменитой космической «Трилогией» Astrolabium Galileo Galilei, Planetarium Copernicus и Tellurium Johannes Kepler Людвиг Ошлин задумался над конструкцией часов с вечным календарём для повседневного использования. В 1996 году к 150-летнему юбилею фирмы Ulysse Nardin была изготовлена ограниченная серия часов с вечным календарём новой конструкции Perpetual Ludwig. Эти часы обладали небывалыми функциональными возможностями: все указатели от даты до года корректировались с помощью одной заводной головки, и при этом допускались изменения как вперёд, так и назад. Конструкция Perpetual Ludwig предвосхитила новую тенденцию в часовом деле, так как большой указатель даты (с разделёнными единицами и десятками) после 1996 года стал приобретать всё большую популярность. Наверное, благодаря тому, что «большая дата» была запатентована Ulysse Nardin, в настоящее время часы Perpetual (Perpetual Ludwig, Perpetual GHT или новейшая модель Perpetual Aqua) от Ulysse Nardin - едва ли не единственное предложение вечного календаря с «большой датой». Естественно, последователи Perpetual Ludwig безусловно появятся, но слава первопроходцев у Людвига Ошлина и Ulysse Nardin останется.
В 1999 году к вечному календарю была добавлена функция указателя «второго» времени. В часах Perpetual GMT± был сохранён календарный механизм предыдущей модели Perpetual Ludwig, которая обладала таким хорошо продуманным и удобным свойством, как логичное размещение указателей циферблата.
В 2000 году фирмой Ulysse Nardin была изготовлена новая ограниченная серия часов Perpetual GHT± с увеличенным диаметром корпуса (38 мм - прежняя модель, 40 мм - новая). 500 экземпляров обладало корпусом из платины, а другие 500 - из 18-каратного розового золота. Указателем времени второго часового пояса часов Perpetual GHT± является центральная стрелка, показывающая время на 24-х часовой шкале на внешнем приподнятом кольце циферблата. стройка на время нужного часового пояса производится нажатием на одну из двух кнопок, расположенных на боковой поверхности корпуса напротив меток «4 часа» (переход на один час назад) и «8 часов» (переход на один час вперед). При любых изменениях механизм второго времени остается «привязанным» к механизму вечного календаря, это означает, что при переходе через линию смены дат соответственно изменится состояние указателей календаря.
Стоит отметить, что сегодня Ulysse Nardin продолжает разрабатывать и производить ограниченные партии специальных часов высочайшего технического уровня. Использование изобретений, запатентованных фирмой, позволяет производить сложные модели, недосягаемые другим мастерам. Среди таких часов, следует выделить такие популярные модели, как Jaquemart Minute Repeater с минутным репетиром и Hour Striker San Harco с фигуркой молотобойца на циферблате, отбивающего часы.
Ulysse Nardin - напоминание о вечности
На часах Ulysse Nardin из серии «Трилогия времени» нет секундных стрелок. Это - осознанное решение часовых мастеров. Секундная стрелка напоминает о скоротечности времени. А эти часы созданы для другой цели. Они напоминают о вечности.
Совершенно очевидно, что к часовым изделиям компании Ulysse Nardin следует относиться не как к утилитарным вещам, а как к редкому, дорогому предмету роскоши. Часовые шедевры, которые создала за свою историю компания Ulysse Nardin, - показатель уровня фирмы. Часы Ulysse Nardin несут в себе гордость традициями качества и изобретениями в области механики. В часовых изделиях компании сконцентрирован труд инженеров, дизайнеров, ювелиров, художников. И высокую цену часов определяет уже не стоимость материалов, из которых они изготовлены, а объем того человеческого труда, который в них вложен.