«Шелл» – крупнейший международный энергетический и нефтехимический концерн. «Шелл» работает в четырех основных направлениях: разведка и добыча углеводородов; производство нефтепродуктов; нефтехимия; газ и электроэнергетика.
История
В 1833 году английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски shell).
В 1891 году сын Маркуса оказался в Батуме, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Дальний Восток. Он снарядил танкер и отправил из России в Сингапур и Бангкок первые 4 тыс. т керосина. Таким образом, марка «Шелл» впервые появилась в качестве торгового знака на бочках с керосином, перевозимых компанией Маркуса Сэмюэля.
В 1897 году Сэмюэль основал «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани».
В 1890 году в Нидерландах была создана компания «Ройял Датч», которая занималась разработкой нефтяных месторождений в Вест-Индии и на Суматре. К 1896 году она располагала уже собственным танкерным флотом, способным соперничать с британским.
Со временем стало очевидно, что две конкурирующие компании смогут более эффективно вести свою деятельность, если объединятся, что и произошло в 1907 году. Так возникло крупнейшее в мире предприятие – концерн «Ройял Датч/Шелл» со штаб-квартирами в Лондоне и Гааге.
За слиянием последовал период роста – присоединялись новые источники сырья, строились крупные перерабатывающие заводы в Европе, Африке и Америке. С началом массового производства автомобилей нефтяная отрасль стала особенно быстро развиваться.
В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом «Шелл», совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.
Вплоть до Второй мировой войны «Шелл» развивался бурными темпами, осваивая новые территории и направления деятельности. В 1929 году «Шелл» сделал первые шаги в новом для себя секторе – нефтехимии.
В годы Второй мировой войны «Шелл» активно сотрудничал со странами антигитлеровской коалиции, в том числе с СССР, обеспечивая бесперебойные поставки нефтепродуктов и авиационного керосина.
1950–1960-е годы стали новым периодом роста для «Шелл», в это время на концерн приходится уже около 15% мирового производства нефтепродуктов. В 1970-е годы «Шелл» начал эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений в Северном море и стал пионером крупномасштабных проектов по сжижению природного газа и его транспортировке на большие расстояния.
В восьмидесятые годы «Шелл» внедрял передовые технологии, вводил в производство новые виды продукции и услуг и искал возможные решения экологических проблем. «Шелл» ввел в продажу неэтилированный бензин, и впоследствии занял лидирующую позицию в этом сегменте рынка.
В 90-х годах наступил период снижения цен на нефть, и «Шелл» стал уделять больше внимания нефти, газу и производству химических продуктов. К середине девяностых «Шелл» приступил к разработке плана деятельности на следующее тысячелетие и изучению новых требований к работе энергетических компаний.
в России
На протяжении более ста лет концерн «Шелл» прочно связан с экономикой России. В конце ХIХ века Россия стала одним из главных мировых центров нефтедобычи. Разведанные месторождения на Кавказе и Прикаспии привлекли к России внимание крупнейших иностранных нефтепромышленников. Один из них, будущий основатель концерна «Шелл» Маркус Сэмюэль-младший, в начале 90-х годов XIX века приехал в Батум и был потрясен танкерами, в которых Россия экспортировала нефть. Оценив перспективность этого вида транспорта, он построил свой первый танкер «Мюрэкс», который положил начало танкерному флоту «Шелл» – самому крупному частному флоту в мире.
Заключение соглашения между Россией и Англией в 1907 году о разделе сфер влияния в Азии способствовало укреплению позиций «Шелл» на Кавказе и в Каспийском регионе. «Шелл» стал приобретать акции российских предприятий. Решающий шаг в упрочении своих позиций в России «Шелл» сделал в 1911 году, когда концерн приобрел основные российские нефтяные компании, принадлежавшие семье Ротшильдов, в том числе знаменитые в те годы предприятия «Мазут» и «Российско-Черноморское пароходство». В результате сделки «Шелл» приобрел контроль над 20% нефтяной промышленности страны, а доля России в нефтедобыче «Шелл» стала составлять около одной трети.
В 1917 году совокупный капитал предприятий «Шелл» в России превысил 100 млн рублей, а нефтедобыча достигла более 1,45 млн т.
В октябре 1917 года в результате национализации «Шелл» лишился всех своих российских компаний. Однако концерн не терял связи с Россией и продолжал заключать контракты на покупку нефти.
Во время Второй мировой войны «Шелл» принимал активное участие в поставках нефтепродуктов в СССР по ленд-лизу, а также оказывал продовольственную помощь Советскому государству. В послевоенные годы и вплоть до середины 80-х годов «Шелл» закупал в СССР нефть и нефтепродукты, поставляя в Советский Союз продукты нефтехимии. В 1983 году «Шелл» открыл представительство в России, а в 1992 году зарегистрировал компанию «Шелл Нефть» по сбыту смазочных материалов.
В настоящее время «Шелл» является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику. На сегодняшний день компании и совместные предприятия концерна «Шелл» работают в России в различных сферах бизнеса: разведке, добыче и транспортировке нефти и газа, маркетинге смазочных материалов, химических и нефтепродуктов, моторных и индустриальных масел, а также в строительстве и эксплуатации сети АЗС.
Сегодня
Сегодня красно-желтая ракушка «Шелл» является зарегистрированным товарным знаком в более чем 160 странах мира.
Масштаб глобального бизнеса «Шелл» уникален: В 140 странах работают более 112 тыс. сотрудников «Шелл», говорящих на 51 языке. «Шелл» ведет геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 36странах мира. На долю «Шелл» приходится около 3% мирового производства нефти и 3,5% природного газа. 20% солнечных панелей в мире произведено «Шелл». «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, выступающая под единым брендом, которая насчитывает более 46 тыс. станций. «Шелл» полностью или частично владеет более 50 НПЗ.
По итогам 2006 года оборот компании составил $318.845 млрд., чистая прибыль составила $26.311 млрд.