Производители / Riley (Автомобили)



История автомобиля марки Riley начинается с Уильяма Райли, который для обеспечения благополучного существования  четырем сыновьям в 1890 году оставил текстильное производство и купил велосипедную фирму Bonnick.

В 1896 году ее переименовали в Riley Cycle Company Limited. Там молодой Перси Райли построил первый автомобиль с одноцилиндровым двигателем, снабженным принудительным приводом впускного клапана. Все детали мотора были изготовлены вручную, включая нарезку зубьев шестерен трансмиссии. Автомомбиль получился достаточно работоспособной, но так и не была запущен в производство.

В 1900 на свет появилась легкая трехколесная моторная коляска Royal Riley с двигателем De Dion-Buton, двумя передними управляемыми колесами и задним ведущим колесом. В 1904 году была построена вторая машина, мотор для которой спроектировал Перси Райли, а собрала его фирма Riley Engine Company, основанная остальными сыновьями Уильяма Райли.
Этот автомобиль выпускался до 1907 года. Еще в 1905 на базе трехколески Перси Райли разработал 4-колесную модель, использовав тот же двигатель и новую коробку передач. На все автомобили Riley устанавливали легкие колеса со спицами и центральной крепежной гайкой. Колеса вскоре сделались выгодной продукцией. Их покупали многие автомобилестроительные фирмы.

В 1907 году Riley выпустила 5-местный автомобиль 12/18НР с передним расположением двигателя V2 рабочим объемом 2035 см3. В 1909 появилась модель 1ОНР с двигателем V2 в 1390 см3, спроектированным Стенли Райли.

В 1911 году Riley Cycle Company Limited прекратила выпуск велосипедов и была переименована в Riley Limited, Coventry. Поскольку Уильям Райли предпочитал выпускать только автомобильные колеса, его сыновья в 1912 году основали новое предприятие Riley Motor Manufacturing Company по производству автомобилей.
Фотография автомобиля 1930 Riley Ford GPX Special
Первой стала марка 17НР с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2932 см3, показанная на лондонском автосалоне 1913 года. Тогда же братья Виктор и Стенли открыли еще одну фирму Nero Engine Company, на которой изготовлялась модель 10НР с мотором рабочим объемом 1096 см3. Однако ее производство пришлось прервать с началом первой мировой войны.

Все предприятия семейства Riley перешли на выпуск боеприпасов. В 1914-м в их руках оказался завод в Фоулсхилле, близ Ковентри. Именно он после окончания войны стал базой по реорганизации группы Riley, а с 1919 года - ее главным производственным центром. В том же году Riley Limited прекратила выпуск колес и объединилась с Nero Engine Company.
Одновременно фирма предприятие Riley Motor Manufacturing Company завершила выпуск шасси и сконцентрировала усилия на изготовлении кузовов, получив название Midland Motor Body Company. Ну а Riley Limited начала сборку моделей Riley-17/3ОНР на старых производственных площадях.

В 1919 году Riley Limited выпустила марку 10,8НР, оборудованную 35-сильным двигателем рабочим объемом 1498 см3 с боковыми клапанами. В 1923 году появился ее спортивный вариант Redwing. Поначалу Перси Райли решил посвятить себя строительству стационарных и судовых двигателей, поэтому фирма Riley Engine Company появилась в автомобильном секторе лишь в 1926 году, представив вполне удачную машину 9НР, или марку Nine, с двигателем рабочим объемом 1087 см3, имевшую верхний распределительный вал и полусферические камеры сгорания.

Nine отличалась оригинальным 4-цилиндровым 1,1-литровым двигателем с полусферическими камерами сгорания. У мотора было два распределительных вала, расположенных в верхней части блока цилиндров, которые при помощи коротких толкателей приводили расположенные V-образно клапаны увеличенного диаметра. Достаточно жесткий коленчатый вал вращался только на двух подшипниках, что позволило сделать блок цилиндров очень компактным.

В 1927 году спортивный Nine выиграл гонку в Бруклендсе, опередив ближайшего соперника на милю, после чего новое спортивное исполнение стало носить марку Nine Brooklands. В 1929 начали выпуск обновленной четвертой серии Nine. У моделей рама состояла из более прочных лонжеронов, были усилены рессоры, детали подвески и тормоза.

На Лондонском автосалоне 1931 года был показан низкорамный спортивный автомобиль марки Plus Ultra Nine. В 1936 году спортивный Monaco - один из первых автомобилей с багажником, доступ в который открывался из салона заменили маркой Merlin с 1,5-литровым мотором, но шасси осталось без изменений.

Компания Riley Limited переработала мотор своего 10.8НР, использовав головку блока цилиндров системы Ricardo тоже с полусферическими камерами сгорания. Новая марка стала называться 11/40НР, но в 1928 году ее производство было прекращено. В 1929 году под обозначением 14,6НР появился вариант марки Nine с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1633 см3.
В 1938 году производство марки Nine было прекращено.

Чтобы упростить сложное взаимодействие между родственными фирмами, в 1931 Riley Limited взяла на себя общее руководство компаниями Riley Engine и Midland Motor Body Company. В 30-е годы ассортимент Riley пополнилась многочисленными вариантами уже существовавших марок с 4- и 6-цилиндровыми двигателями. Самыми известными среди них стали седан Falcon с аэродинамическим кузовом и многочисленные спортивные автомобили: Gamecock, компактный родстер Imp, Sprite, Lynx.

Главное место занимал престижный двухместный родстер МРН, выпускавшийся в 1934-1935 годах небольшими партиями.

Эта популярная спортивная машина послужила базой для специальных исполнений с 6-цилиндровыми двигателями, которые принимали участие в гонке Турист Трофи 1933 года. МРН некоторое время был одним из наиболее престижных британских спортивных автомобилей малого класса.

В 1934 году Riley МРН можно было приобрести с двумя разными двигателями рабочим объемом 1458 и 1633 см3. В следующем году дополнительно предлагался мотор в 1726 см3. МРН подтвердил свои высокие скоростные качества в 24-часовой гонке в Ле Мане 1934 года.
Фотография автомобиля 1934 Riley MPH
Французы Себийо  и Делярош  победили в своем классе, а в общем зачете заняли второе место. В 1935-м достаточно дорогой МРН заменили на более простой и дешевый автомобиль марки Sprite-12/4  с 1,5-литровым мотором. Всего выпустили лишь 18 специальных экземпляров марки Riley МРН.

В 1935-м Riley изготовила несколько образцов более мощного и просторного автомобиля марки 8/90 с 2,2-литровым мотором V8.

В середине 30-х годов компанию начали преследовать серьезные финансовые трудности. В 1938 году она стала собственностью концерна Nuffield. В программе остались лишь три седана с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1496 и 2443 см3. Под маркой RM они выпускались и после второй мировой войны (вплоть до 1953 года).

Серийный седан снабжался матерчатым верхом, натянутым на деревянные дуги и сетку из металлической проволоки. Первые экземпляры были оснащены 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1496 см3, но в конце 1946 года появились комплектации с мотором в 2443 см3.

Спортивный вариант 1948 года с 2,5-литровым агрегатом был предназначен исключительно для экспорта. Его отличительной чертой стало переднее трехместное сиденье. На шасси стандартной марки с 1,5-литровым двигателем изготовили несколько экземпляров с кузовом купе. Большинство же машин серии RM оборудовалось 2,5-литровым мотором, который позднее появился на автомобилях Healey.

В 1953 году модель с рабочим объемом двигателя 1,5 л была усовершенствована и получила марку RME. На ней установили обновленный кузов, у которого исчезли подножки, массивные передние крылья стали более элегантными, а задние колеса получили боковые защитные панели.

Одновременно модернизировали и вариант с 2,5-литровым агрегатом, получивший обозначение RMH и название Pathfinder. Его кузов понтонного типа существенно отличался от своих предшественников. В 1957 году RMH / Pathfinder передал эстафету седану марки Riley-2,5L, который являлся обновленным вариантом стандартного Wolseley с двигателем Austin рабочим объемом 2639 см3.
Фотография автомобиля 1935 Riley BAJ 15/6
В 1948 году машины получили независимую подвеску передних колес и обновленные кузова. В 1952 году Riley вошла в состав нового британского концерна British Motor Corporation. В том же году появился последний оригинальный Riley-1,5L - легкий седан с 1,5-литровым двигателем.

Затем началась унификация продукции Riley с автомобилями других фирм, входящих в концерн. С начала 60-х годов марка Riley прекратила существование.

На сегодняшний день марка Riley принадлежит BMW.



Официальный сайт: http://www.rileymotorclub.org