Все началось 62 года назад в Токио. Тридцатисемилетний инженер Масару Ибука открыл в разбомбленном здании небольшую мастерскую по ремонту радиоаппаратуры. Дела шли неплохо и, через год к нему присоединился молодой физик Акио Морита, с которым 7-го мая 1946 года они основали компанию со сложным для иностранного уха названием - "Токё Цусин Когё", что переводится как «Токийская Телекоммуникационно-инженерная Корпорация». Начальный капитал новоиспечённой корпорации составлял всего 190 тысяч йен, а количество работников не превышало двадцати.
В 1949 году компания Ибуки и Мориты разработала магнитную ленту, а в 1950 выпустила первый японский магнитофон. Тогда же Масару Ибука побывал в США, где и узнал об изобретении транзистора. В 1954 году он заключил лицензионное соглашение с Bell Labs. на использование транзисторов в продукции своей компании и, через год на прилавках магазинов появился первый японский транзисторный радиоприёмник – TR-55, а еще через два года мир увидел TR-63 – первое карманное (112 × 71 × 32 мм) радио, построенное полностью из миниатюрных компонентов. TR-63 принёс будущему гиганту всемирный успех.
После выхода на североамериканский рынок перед компанией остро стал вопрос о ребрендинге. Американцы ломали язык на аббревиатуре «ТоЦуКо», не говоря уже о полном названии. Путь к новому имени был тернист, но после долгих мучений Морита нашёл-таки слово, которого не существовало ни в одном языке – «sony».
Слово «sony» является симбиозом латинского «sonus» (звук), английского «sunny» (солнечный) и японо-английского сленгового выражения «sonny-boy», что близко по смыслу к русскому, опять-таки сленговому слову «ботаник». Так "Токё Цусин Когё" была переименована в Sony. После смены названия успех не покинул японскую корпорацию.
В 1960 году Sony явила миру первый телевизионный приёмник на транзисторах, а в 1968 году появился первый цветной телевизор, основанный на легендарной ЭЛТ Trinitron. Дальше инновационная продукция стала появляться с завидной регулярностью: первая цветная видеокассета (1971 г.), первый домашний видеомагнитофон Betamax (1975 г.), знаменитый портативный аудиоплеер Walkman (1979 г.), электронная видеокамера (1981 г.), первый CD-плеер (совместно с Philips, 1982 г.), первая серийная бытовая видеокамера (1983г.), первый цифровой видеомагнитофон (1985 г.)… даже привычные, хотя и уходящие в прошлое 3.5-дюймовые дискеты были созданы Sony (1989 г.)
К середине восьмидесятых Sony стала компанией с мировым именем. Несмотря на своё разностороннее развитие на рынке бытовой электроники, Sony не обращала внимания на зарождающуюся игровую индустрию, пока в её планы беспардонно не вмешался некто Кен Кутараги, инженер из отдела исследований.
Кен Кутараги родился 8-го августа 1950 года в Токио. Семья Кутараги, по японским меркам, была небогатой, хотя его родители владели небольшой типографией. Будучи ребёнком Кен очень интересовался устройством различных механизмов, частенько разбирал игрушки, чтобы понять, как они работают, но потом он раскрыл свою настоящую страсть – электронику. Окончив школу с отличными оценками, Кен поступил в Университет Электро-коммуникаций в Чоофу.
После получения диплома, Кутараги устроился на работу в исследовательские лаборатории, к тому времени уже крупнейшей, японской корпорации Sony. Участвуя во множестве успешных проектов, в том числе, поработав над первыми ЖК-экранами и ранними цифровыми камерами, он быстро получил репутацию человека, который может решить любую проблему и способен заглянуть в будущее.
Наблюдая, как его дочь играет в Nintendo Famicom (NES в США и «Денди» в России и СНГ), Кутараги увидел огромный потенциал электронных развлечений. Впрочем, звуки, издаваемые Famicom Кена ужаснули а, картриджевая система заметно уступала по многим параметрам гибким магнитным дискам.
Кутараги, явно превысив свои служебные полномочия, связался с Nintendo и предложил помощь. От флоппи-дисков Nintendo отказалась, но новый звуковой чип её заинтересовал. В тайне от всех (кроме своего начальника) Кутараги разработал и сделал опытный образец чипа SPC-700.
Sony SPC700 поддерживал синтез по волновой таблице и воспроизводил 8-канальный звук в формате ADPCM. Отчасти благодаря ему SNES смогла одолеть ближайшего конкурента от SEGA - Genesis (Mega Drive).
Но всё тайное становится явным. Руководство Кена последним узнало о том, что Nintendo хочет заключить с Sony контракт на использование некоего чипа какого-то Кутараги в своей новой игровой приставке. Начальство было в ярости еще и оттого, что их работник сотрудничал с конкурентами. История бы на этом и закончилась, если бы не тогдашний президент корпорации Sony Норио Ога, не давший уволить будущего «отца PlayStation» и позволивший ему продолжить работу.
Ёмкость картриджей, использовавшихся в NES и SNES оставляла желать лучшего, а по сегодняшним меркам была бы просто смехотворной. Nintendo пыталась эксперементировать с различного рода магнитными дисками, в результате чего появился не слишком удачный Famicom Disk System. Диски легко размагничивались, царапались и, что самое страшное, не были защищены от нелегального копирования.
Внимание Nintendo привлекла совместная разработка Sony и Philips – CD-ROM/XA, совмещающий в себе различные данные и сжатый звук в формате XA. В 1988 году Nintendo заключила контракт с Sony на разработку дополнения для Super Famicom под громким названием SuperDisk, позже переименованного в SNES-CD. Данный аддон должен был составить конкуренцию аналогичной «примочке» для Genesis от SEGA – MegaCD.
Руководство Кутараги по-прежнему не проявляло особого энтузиазма в сотрудничестве с конкурентом, и Кен предложил президенту Оге создать отдельное подразделение для работы над проектом Nintendo.
Разработка была в самом разгаре, когда президент Nintendo Хироси Ямаути удосужился внимательно прочитать контракт. К своему ужасу он понял, что все права на контент, распространяемый на SNES-CD, будут принадлежать Sony. Ямаути пришёл в бешенство и, в одностороннем порядке, спешно расторгнул контракт.
За день до этого представитель Sony на токийской CES (Consumer Electronics Show – выставка потребительской электроники) с энтузиазмом рассказывал о совместном проекте с Nintendo под названием «Play Station». Ховард Линкольн (Howard Lincoln), председатель совета директоров Nintendo поверг всех в шок, объявив о разрыве контракта с «родной» Sony и заключением такового с «чужеземной» Philips. Это был беспрецедентный случай в японском бизнесе.
Сначала Sony приостановила разработку, но потом решила создать самостоятельную игровую платформу, применив свои наработки. Nintendo подала прошение в федеральный суд США, с целью запретить производство Play Station на том основании, что эта торговая марка принадлежала Nintendo. Суд отклонил прошение и, в октябре 1991 года было произведено около двухсот консолей.
Еще год понадобился Sony и Nintendo, чтобы утрясти разногласия. В октябре 1992 компании заключили соглашение о создании дополнения для SNES CD-ROM, которое должно было быть разработано совместными усилиями Nintendo, Philips и Sony. Аддон был назван SNES Nintendo Disk Drive (он же Philips CD-ROM XA).
По новому контракту, все права на игры получала Nintendo, а Sony могла распоряжаться остальным ПО для системы. Тогда же было решено, что Play Station будет 32-битной. Характеристики объявили весной 1993 года, а выход назначили на начало 1994.
Но из-за новых разногласий между компаниями, недостаточной мощности процессора уже устаревшей Super Famicom и многочисленных задержек ни одной системы так не выпустили.
Рождение легенды
В том же 93-м Sony полностью переработала Play Station, убрав слот для картриджей SNES и внеся другие существенные изменения в конструкцию приставки. Тогда же исчез пробел между словами «play» и «station».
Рынок требовал новую систему, основанную на ёмких и недорогих носителях, таких как CD, и предоставляющую большую вычислительную мощность, необходимую для современных игр.
Заручившись поддержкой лучших японских компаний-разработчиков, таких как Namco, Konami и Capcom, 3 декабря 1994 года Sony представила PlayStation. В северной Америке консоль появилась 9 сентября 1995 года, а в Европе 29 числа того же месяца. Запуск был весьма удачным, да и стартовая линейка игр не подкачала. В первый уикенд в США было продано 100 000 PlayStation по цене $299.
Позиции выпущенной незадолго до этого SEGA Saturn сразу же пошатнулись, несмотря на её техническое превосходство. Основной бедой Saturn стала слабая поддержка разработчиков из-за лицензионных ограничений, наложенных SEGA и высокой сложности программирования.
23-го июня 1996 года к гонке новых консолей присоединилась и Nintendo со своей N64. Мощность Nintendo64 существенно превышала таковую у PlayStation, но Nintendo снова сделала ставку на картриджи, будучи уверенной в несостоятельности CD/DVD как носителей для игр, и обещая всем остальным долгие загрузки и проблемы с царапинами. Но полноценное звуковое сопровождение, обилие видеороликов и бóльшая продолжительность геймплея сделали свое дело. Успех Nintendo ускользал.
У PlayStation было одно радикальное отличие от всех других систем – вместо памяти картриджа или самой приставки для сохранения игр использовались специальные карты памяти с лаконичным названием «Memory Card». Они устраняли необходимость в очистке закончившейся встроенной памяти и не имели привязки к конкретной копии игры. У PSX было два слота для карт памяти, что позволяло копировать сейвы с одной MC на другую.
23-го декабря 1998 года Sony выпустила в Японии небольшой аддон для PSX под названием PlayStation PocketStation. Это дополнение представляло из себя что-то вроде мини-КПК, позволявшего хранить в своей памяти сейвы (15 блоков, как и стандартная Memory Card), играть в мини-игры, загружаемые с дисков и, даже находясь вне дома, «прокачивать» персонажей РПГ. Подобную функциональность поддерживала Final Fantasy VIII, но испытать её на себе американцам и европейцам не удалось – успех был весьма скромным, а потому за пределы Японии дополнение не вышло.
PocketStation был оснащен 32-битным RISC-процессором ARM7T, монохромным ЖК-дисплеем разрешением 32х32 точек, инфракрасным портом, а также имел встроенный календарь и часы.
Не секрет, что для каждого региона поставлялась своя версия PlayStation, выдавашая сигнал соответствующего стандарта телевизионного вещания: NTSC J для Японии, NTSC U/C для США и PAL для всех остальных. Разумеется, Sony позаботилась о защите от копирования, а на всякий случай, ограничила «рацион» PlayStation дисками, соответствующими стране распространения самой консоли. К ужасу Sony и вящей радости любителей халявы, защита была взломана, и рынки развивающихся стран буквально завалили дешёвыми контрафактными дисками. В скором времени начали появляться самопальные локализации (известные в РФ под названием «русефекации»), постепенно вытеснившие пиратские копии оригинальных игр.
В 1997 году SCE решила привлечь внимание программистов-любителей, запустив проект под названием «Net Yaroze!». Любой, сделав заказ по почте и заплатив $750 получал особую PlayStation, без встроенной защиты от копирования и совместимую с PC, Mac и NEC PC-98. В комплект входили два черных джойпеда, сетевые и AV-кабели, загрузочный диск, CD с инструментарием разработчика, шнур для соединения с ПК через последовательный порт, специальная чёрная карта памяти и документация.
Этот набор «сделай сам» был далек от настоящего пакета разработчика, хотя, тем не менее, находились таланты, которым удавалось создавать игры, вполне сопоставимые по графике с первыми тайтлами для PlayStation.
«Homebrew» распространялся на демо-дисках, прилагаемых к Official PlayStation Magazine (OPM). Стоит отметить, что некоторые из этих игр были изданы Sony и продавались довольно успешно. Среди них весьма неплохая головоломка Devil Dice.
В мае 1998 года Sony начала продажи «наследника» своего, прямо скажем, не супер-популярного аналогового контроллера. Новый джойпед имел ряд существенных отличий: аналоговые рычажки стали выпуклыми и получили резиновое покрытие, кнопки L2 и R2 были увеличены в размерах, а главное, у контроллера появилась функция обратной связи или, проще говоря, вибрация. За эту особенность его официально нарекли «Dual Shock». Контроллер моментально завоевал популярность среди поклонников PlayStation. Sony отреагировала весьма оперативно, и включила Dual Shock в стандартный комплект поставки новых моделей PSX (SCPH-750x и выше).
В 2000 году PlayStation подверглась редизайну и на свет появилась PSOne. Размеры и вес по сравнению с оригиналом уменьшились на треть, приставка лишилась последовательного и параллельного портов, кнопки сброса, приобрела белый цвет и более округлые формы, а блок питания был вынесен наружу. Благодаря переделке материнской платы, старые мод-чипы, позволявшие запускать любые копии игр, остались не у дел. Врочем, кулибины вскоре решили и эту проблему.
23-го марта 2006 года Sony сняла PSOne с производства. За 11 с лишним лет своего существования, во всем мире было продано более 100 миллионов PlayStation и почти миллиард лицензионных копий игр для неё. PS принесла Sony огромный успех, но японский гигант и не думал останавливаться на достигнутом.
PlayStation 2 на данный момент является самой популярной консолью за всю историю игровой индустрии, опережая не только своих прямых конкурентов – GameCube и Xbox, но и next-gen системы, в том числе собственную «наследницу» PLAYSTATION®3. К середине 2007 года было продано более 120 миллионов PS2 и 1.3 миллиарда игр для неё. Несмотря на выход PS3, разработка новых тайтлов для PlayStation 2 не прекращается и по сей день.
21-го сентября 2007 года была представлена новая модель PlayStation Portable. Сохранив все основные функции и философию оригинальной модели, новая PSP-2000 получила невероятно большой для портативного устройства LCD-экран с диагональю 4,3 дюйма и широкоэкранным соотношением сторон, стала легче на 33% и тоньше на 19%.
Кроме того, тонкая версия PSP получила видеовыход, позволяющий подключать консоль к телевизору и возможность копировать данные с UMD на карту Memory Stick.
История успеха Sony и её PlayStation впечатляет. Более 200 миллионов проданных по всему миру консолей семейства PlayStation и абсолютное лидерство на рынке игровых приставок в течение 12 лет – такое не удавалось еще никому.