Как театр начинается с вешалки, история практически любой компании начинается с одного человека, который сможет зажечь своей идеей души талантливых профессионалов. Именно таким человеком, стал отец-основатель компании Netscape Communications, Джеймс Кларк (James H. Clark). По-достоинству оценив перспективы молодой, но чрезвычайно бурно развивающейся области электронных технологий, он решил занять нишу производства пользовательского программного обеспечения для работы во Всемирной Сети. Для этого нужна, естественно, команда ярких профессионалов. А самые неординарные таланты, еще не испорченные косными правилами больших корпораций, готовые с головой погрузиться в рискованные эксперименты, выходят, обычно, из среды студентов. В этом Кларк убедился, когда группа возглавляемых им студентов Стэндфордского университета из ничего создала технологию, ставшую фундаментом успеха корпорации Silicon Graphics. Поэтому Кларк начал свой бизнес с рассылки писем перспективным молодым гениям, уже проявившим себя на просторах сетевых технологий. Он предложил вчерашним студентам, совместить научные изыскания с зарабатыванием денег.
Первым на предложение откликнулся аспирант-программист из университета штата Иллинойс Марк Андрессен, создавший забавную программу под названием Mosaic. Это был первый в мире графический браузер, который позволил пользователям «видеть» Интернет не только как монотонную «простыню» из текста. Браузер для IBM-совместимых компьютеров, получивший название NCSA Mosaic, был выпущен в свет в 1993 году, а несколькими месяцами позже появилась версия этой программы для Apple Macintosh. Помимо традиционного текста, Mosaic позволял отображать на экране графические иллюстрации, фон документов, воспроизводить звук, оформлять заголовки и сами текстовые абзацы при помощи шрифтов различных гарнитур. Вторым откликнулся Лу Монтулли, написавший простенький текстовый браузер для Unix-совместимых платформ под названием Lynx, который по своей популярности в среде пользователей Unix ничуть не уступал изобретению Андрессена. Позже к ним присоединились Роберт МакКул и Эрик Бина. Таким образом, команда была собрана и в апреле 1994 года Артур Кларк открывает новую компанию, направленную на разработку программного обеспечения для Интернета - Netscape Communications.
По оценке аналитиков Netscape Communications стала самой быстроразвивающейся компанией производящей программное обеспечение в США. Первый коммерческий продукт компании появился всего спустя шестнадцать месяцев после ее основания. Netscape Navigator – новый браузер созданный компанией основывался на усовершенствовании NCSA Mosaic. Mosaic был усовершенствован и дополнен массой новейших возможностей, оказался быстрым, надежным и универсальным. Мало того председатель компании Кларк придумал революционный способ распространения программного продукта – share-ware. Любой пользователь мог скачать browser Netscape Navigator с официального веб-сайта компании, установить его на своем компьютере и, испытав браузер в деле, принять окончательное решение о его приобретении. Фирма развивалась бешеными темпами, уже в 1995 году доходы составили 85 миллионов долларов, а в1996-м 346 миллионов. Если в мае 1994 года в штате компании состояло всего 13 человек, то уже четыре месяца спустя сотрудникам Netscape под натиском все прибывающего персонала приходилось ютиться по три-четыре человека в крошечных двенадцатиметровых комнатках, а прилегающие к офису территории спешно асфальтировались – под автостоянки для новых работников. К июлю 1996 года в компании Netscape Communications трудилось 1300 человек.
Стремясь угнаться за постоянно развивающимся рынком, сотрудники компании были вынуждены работать форсированными темпами. Персонал был настолько перегружен работой, что отсутствие обеденных перерывов и ночевки в офисе стали для них привычным делом. Служащими был даже придуман термин “время Netscape” – дело в том, что в силу постоянного форсажа один год в Netscape субъективно равен четырем календарным годам.
Для того чтобы укрепить положение компании на рынке, Джеймс Кларк и новый CEO компании Джим Барксдейл нашли весьма оригинальный, хотя и довольно жесткий бизнес-подход. В очередной версии браузера Netscape Navigator появилась поддержка значительного количества ранее неизвестных тегов, позволявших заметно улучшить визуальное представление веб-страниц. Однако, поскольку эти теги были разработаны самими специалистами Netscape, корректно распознавались они только браузером Netscape Navigator, что вынуждало пользователей устанавливать на своих компьютерах именно этот продукт и намертво привязывало их к программному обеспечению от browser Netscape. Новый продукт стал чрезвычайно популярен среди пользователей – количество клиентских копий в 1996 году стало исчисляться десятками миллионов. В конечном счете это привело к крупной победе - разработчик языка HTML, World Wide Web Consortium (W3C), вынужден был де-факто включить изобретенные Netscape теги визуальной разметки в официальную спецификацию HTML 3. Цена акций между тем поднялась с 28 долларов за штуку в 1995 году, до 174 долларов за акцию в конце 1996 года.
Главной ошибкой Джеймса Кларка, приведшей, в конце концов, к гибели компании, стало то, что Netscape не выкупил права на Mosaic у владельца, компании NCSA. Через некоторое время NCSA продала программу Spyglass, Inc., а те уступили права Microsoft.
Билл Гейтс решил избавиться от конкурентов, после того как корпорация Microsoft выпустила собственный браузер Microsoft Internet Explorer. Гейтс начал активно финансировать разработчиков языка HTML, и вскоре W3C стал послушной марионеткой в умелых руках Microsoft. Почти все нововведения в стандарте HTML согласовывались с Microsoft, а многие из них были изначально ориентированы на дальнейшее развитие браузера Internet Explorer. Но самый страшный удар был нанесен по стратегии распространения. Огромные доходы получаемые Microsoft позволили корпорации распространять Internet Explorer бесплатно. Интегрировав браузер с операционной системой Windows, Microsoft получила 90% рынка.
И Netscape Communications не выдержала конкуренции: основные мощности компании были переориентированы на производство серверного программного обеспечения и решений для электронной коммерции. Исходные коды Netscape Communicator (именно под такой торговой маркой распространялись новые версии браузера) были опубликованы в Интернете. Создание новых реализаций бесплатного браузера от Netscape продолжалось в основном в расчете на пользователей, привыкших именно к этому программному продукту, но их число постепенно сокращалось. К 2002 году оно составило, по разным подсчетам, от 4,8% до 7% против почти 90% в середине 90-х. Однако задолго до этого, еще в конце 1999 года, корпорация Netscape прекратила свое независимое существование, став подразделением американского гиганта электронной индустрии – корпорации America On-Line (AOL).
Тем не менее, история Netscape на этом не закончилась. В недрах компании было принято решение написать новый браузер и выложить исходные тексты в Глобальную сеть. Так к концу 2000 года появился некоммерческий проект Mozilla.org и его первый браузер Mozilla. Название новый браузер получил от слияния слов Mosaic (программа Марка Андрессена) и имени монстра Godzilla. Mozill'ой назвали и мультяшный талисман компании. В том же году на скорую руку была сконструирована шестая версия Netscape. Обе "ходилки" были настолько неповоротливы и тяжелы для системы, что не могли составить конкуренции не только IE, но и популярному среди некоторых пользователей норвежскому браузеру Opera. Исправиться им удалось только к 2002 году, когда на рынке появилась облегченная версия " Mozilla " - Phoenix 0.1, ставшая прототипом современного Mozilla Firefox. От конкурентов ее отличала высокая скорость загрузки и возможность конфигурирования кнопок на панели. Однако настоящий перелом наступил в 2003 году, когда компания AOL не только "отпустила Mozill`у на волю", но и выделила на развитие проекта $2 млн. В итоге к зиме на свет появилась новая, существенно улучшенная версия Firefox, основанная все на том же движке Mozilla.