Michelin – это семейный бизнес. Его истоки лежат еще задолго до появления на свет основателей компании – братьев Андре и Эдуарда Мишленов. Их дед Аристид был одним из руководителей завода, занимающегося производством разного рода металлоконструкций. После его смерти на фабрике начались серьезные проблемы. Было уволено несколько руководителей. И в 1886 году 33-летний Андре Мишлен вернулся из Парижа в свой город детства Клермон-Ферран, чтобы возглавить фабрику.
Андре обладал незаурядными способностями. Кроме того, он был высокообразованным человеком. Он закончил «Эколь Сентраль», получив там специальность инженера (стоит отметить, что тогда это было одно из лучших технических учебных заведений страны). Это не считая того, что у него еще было и архитектурное образование.
Вскоре к Андре присоединяется и его младший брат Эдуард, закончивший к этому моменту академию художество во Франции. Немного выправив положение фабрики, в 1888 году братья переименовывают ее в Compagnie Générale des Établissements Michelin. Этот год и считается официальной датой основания самой знаменитой компании по производству шин в мире.
Надо сказать, что изначально фабрика занималась всем, чем только можно: тормозные колодки Silent, различные клапаны, водопроводные трубы, газовые трубы, ремни и многое другое. Это далеко не полный ассортимент компании Michelin конца 19 века. Настоящий успех к компании пришел, когда ее основатели обратили внимание на такое транспортное средство, как велосипед. Тогда он только набирал свою популярность. При этом обычно в велосипеды ставили несъемные шины, которые просто напросто приклеивались к ободу. Michelin произвела революцию в этом деле, представив первые съемные велосипедные шины.
Успех к ним пришел после того, как велогонщик Шарль Террон выиграл знаменитую гонку «Париж-Брест-Париж» на велосипеде, оснащенном шинами Michelin. Затем последовала историческая гонка компании, в которой на участке трассы «Париж – Клермон-Ферран» было разбросано множество гвоздей. Естественно, все велосипеды были оснащены съемными шинами Michelin. Нет ничего удивительного в том, что эта гонка заставила заговорить о компании весь веломир.
Однако не стоит думать, что после этого события в Michelin стали заниматься исключительно производством шин. Конечно, нет! В конце 19 века в компании представили повозку Éclair, способную передвигаться без помощи лошадей (некий прообраз автомобиля). Интересно то, что данная повозка была оснащена пневматическими шинами (а это уже изобретение Джона Бойда Данлопа, не правда ли, знаменитая фамилия?).
В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег, организованный французским журналистом Пьером Жиффаром. Конечно, он сильно отличался от того, что сегодня принято называть автопробегами. Максимальная скорость, которую тогда могли развивать автомобили, составляла всего 21 километр в час, что только на 4 километра выше скорости велосипеда. Однако после этого заезда братья Мишлен поняли, за каким средством передвижения стоит будущее шин. Они начали всерьез заниматься их производством для автомобилей. При этом лучшей рекламой своей продукции они посчитали подобные автопробеги, постепенно перераставшие в гонки.
Рождение самого известного логотипа в мире бизнеса естественно имеет красивую легенду, похожую на правду. Однажды Эдуард Мишлен на одной из выставок увидел сложенную друг на друга гору шин. Естественно, учитывая тот факт, что у него еще и было образование художника, нет ничего удивительного в том, что воображение само дорисовало картину – голову, руки, ноги. Эдуард воскликнул, что из этой горы шин может получиться отличный человек-логотип. Братья не долго думая обратились к знаменитому карикатуристу того времени О’Гэллапу, который и нарисовал первый варианта Бибендума. Точнее, не совсем нарисовал. Все дело в том, что у него уже была похожая работа, которую он предложил одному пивовару в Мюнхене. Тот отказался. К счастью, для Michelin. Так, появились первые изображения с Бибендумом, на которых он изображался с кружкой пива. Суть заключалась в том, что в этой кружке якобы находились гвозди, которые легко проглатывал этот персонаж. Естественно, шины Michelin так же легко преодолеют любые преграды на дороге.
Ассоциация с одной стороны неплохая, но с другой – алкоголь плохо связывался с ездой на автомобиле, так что в будущем компания откажется от кружки пива. А Бибендум станет легендарным персонажем, которого можно будет увидеть на автозаправках, гоночных трассах, в автомобильных журналах и других местах.
Надо отметить, что еще некоторое время в 1890-е годы компания занималась в основном поставкой шин для велосипедов и фиакров. Фиакр представлял собой коляску, передвигавшуюся за счет лошадей. Однако Мишлены прекрасно понимали, что уже в ближайшее время подобные средства передвижения станут неактуальны. Они видели перспективу именно в автомобиле, а потому старались приспособить под него свои пневматические шины.
Впрочем, многочисленные участия в гонках показывали, что шины Michelin пока не готовы к автомобилю. Их машины приходили среди последних. Ситуация накалялась. В это самое время братья стали расклеивать интересные объявления по всей Франции, суть которых заключалась в том, что уже через 10 лет все автомобили перейдут на надувные шины. Так утверждала компания Michelin. Они ошибались. Это случилось уже через 5 лет.
А в самом конце 19 века оборот компании братьев Мишлен составит 6 миллионов франков. Это уже был не большой новаторский семейный бизнес. Компания перерастала в большое дело мирового масштаба.
Собственно, мировую известность компания приобретала во многом за счет великолепной рекламной кампании, использовавшей постоянно образ Бибендума. За все работы отвечал лично О’Гэллоп. Обычно художник в своих работах обыгрывал четыре темы: техническое совершенство шин Michelin, карикатура на известных исторических личностей, которых, естественно, изображал сам Бибендум, тема автомобильных гонок и рекламы с социальным подтекстом (в начале XX века!). В целом, О’Гэллоп создал порядка 300 рисунков для компании Michelin.
Стоит отметить, что в 1906 году открывается первый завод Michelin во Франции, а Бибендум становится известным на весь мир. Особенно, два года спустя, когда был открыт завод в США.
Вначале XXI века компания Michelin старается популяризировать путешествия на автомобилях, а потому выпускается специальный желтый «Гид Мишлен». Это был каталог, в котором были описаны все значимые автозаправки, отели, рестораны и некоторые другие места, способные заинтересовать автомобилиста. Изначально гид был бесплатным, так как спрос на него был невысок, в связи с тем, что самих владельце автомобилей было не так много. Но со временем ситуация изменилась и вскоре он уже стал продаваться.
В 1906 году компания Michelin пошла дальше и организовала специальное туристическое агентство, которое занималось организацией маршрутов автомобилистов. В середине XX века компания Michelin выпустит специальный красный гид по Европе, в котором будут содержаться самые лучшие с точки зрения экспертов компании отели и рестораны Европы. Интересно то, что эти эксперты войдут в историю своей неподкупностью. Более того, рестораторы и владельцы отелей никогда не знали, в какой день посетит их эксперт от Michelin. Да что там день! Они даже не знали, что их уже посетил эксперт, так как все подобные мероприятия осуществлялись анонимно.
Сам каталог отбирался очень строго, а потому некачественный с точки зрения обслуживания отель или ресторан просто не мог попасть в гид Michelin. Естественно, в гиде присутствовал и Бибендум. Правда, не очень настойчиво.
Я думаю, что вы уже поняли, какое влияние на индустрию рекламы оказали братья Мишлен. Но оно не ограничивается только введением популярного персонажа, и популизации своего продукта, за счет сопутствующих услуг. В 1901 году компания Michelin стала первой, которая выкупала у печатных изданий страницы для рекламы по своему усмотрению, размещая на них продуманные рекламные сообщения.
Реклама Michelin в печати станет регулярной. Более того, она станет любимой читателями, так как компания сможет все время удивлять их выходками своего забавного персонажа Бибендума, с юмором сообщающего о новых разработках компании в области шинопроизводства. За журналами следуют различные каталоги и брошюры, распространяемые по всей Европе.
Michelin достаточно быстро начинает захват Европы. Проблемы возникли только с Великобританией, где достаточно сильной поддержкой правительства пользовалась компания Dunlop. Но даже она не смогла справиться с очарованием Бибендума. Серьезные проблемы у компании возникали в годы мировых войн. Но тогда вся европейская промышленность испытывала кризис.
В середине XX века компания Michelin удивила мир еще одной разработкой – шинами Michelin X. Данные шины разрабатывались по абсолютно новой технологии, позволявшей им служить в два раза дольше предыдущих моделей. Это была радиальная шина. Единственной проблемой Michelin в то время станет то, что компания просто не сможет успевать за спросом. И так будет продолжаться более 10 лет, за которые Michelin будет строить все новые и новые заводы.
За свою историю компания Michelin стала известна, как один из крупнейших производителей шин для автомобилей, велосипедов и самолетов. Компания прославилась за счет своих инновационных разработок, которые просто перевернули мир. Кроме того, Michelin была одной из первых, кто сумел создать популярного рекламного персонажа, ставшего символом компании на более чем 100 лет.
Пожалуй, единственное место, где компания не смогла толком закрепиться – это гонки Формула-1, где властвуют Bridgestone и Good-Year. Компания ушла из «формулы» в 2005 году. Впрочем, она участвует в других видах автогонок (в том числе и «24 часа Ле-Мана»), и даже организует свои, среди электромобилей.
Сегодня компанией должен был руководить представитель уже третьего поколения Мишленов, со времен основания компании. Но, увы, Эдуард Мишлен-младший, возглавивший компанию в 1999 году не так давно погиб. Он утонул на своей яхте. Никаких подробностей этого происшествия до сих пор нет. К счастью, у Эдуарда были дети, которые в будущем должны возглавить компанию, делами которой сегодня руководит Мишель Ролье, приходящийся Эдуарду двоюродным братом.
Сегодня за маркой Michelin стоит:
- Более 80 заводов в 19 странах мира;
- 170 стран торговых партнеров;
- Более 125 000 рабочих и служащих;
- 4000 научных сотрудников;
- 36000 наименований продукции;
- Пять исследовательских и конструкторских центров;
- Пять испытательных центров;
- Собственные каучуковые плантации.
Michelin ежедневно производит:
- 830 000 шин;
- 65 000 камер;
- 95 000 дисков
- Более 4 млн. км стального корда.