Те из нас, кто приехал в Германию лет десять- двенадцать назад, были поражены обилием продуктов питания в немецких магазинах. И это было в то время, когда прилавки в наших родных гастрономах были стерильно чисты от продуктов. Даже те, кто приезжает из России или других постсоветских государств в последние годы, кто уже знает, как выглядят полные прилавки на своей родине, поражены вполне доступными ценами и необыкновенным разнообразием мясных и молочных продуктов, овощей и фруктов в Германии.
Нам нередко кажется, что и в Европе вообще, и в Германии, в частности, так было всегда, разве что в военные годы похуже. Но нет, и здесь были времена, когда мясо в большинстве немецких семей ели раз в неделю, а колбасу – только по праздникам. Немецкая хозяйка варила похлебку из того, что было дома, картошку пожарит или еще какое блюдо из нее смастерит – и добро пожаловать к столу! Кстати, носом никто не воротил, а если и воротил, то мог идти спать и вовсе без обеда.
Заботиться о трудящихся можно по-всякому. Можно, сидя в парижском кафе, рассуждать о тяжелой доле народа и строить революционные планы его освобождения от оков эксплуатации, запивая гневные тирады хорошим кофе. А можно и по-другому, без глобальных планов и революций, постепенно решать повседневные проблемы людей.
Многие общественные деятели, зачастую очень далекие от идей коренного переустройства общества, уже во второй половине XIX века решали вопросы быта рабочих и их семей. Одними из первых, кто задумался над этим, были д-р Фридолин Шулер (1832 -1903), врач и фабричный инспектор, и молодой директор мельницы – Юлиус Магги (1846 – 1912).
Отец Юлиуса Магги родился в Ломбардии, а мать - в цюриxе. В их сыне Юлиусе замечательно сочетались южный оптимизм отца с северной основательностью матери. После школы молодой Магги решает получить коммерческое образование в Базеле. Первых профессиональных успехов юный коммерсант добивается уже в возрасте 21 года, когда в должности заместителя директора успешно управляет швейцарской мельницей в Будапеште. В 26 лет он перенимает управление молотковой мельницей своего отца в Кемпталле, а позднее приобретает подобные предприятия в Цюриxе и Шаффхаузене.
Вторая половина XIX века в Европе – это время широкой индустриализации и одновременно коренных изменений в общественном сознании. Индустриализация приводит к резкому увеличению числа фабричных рабочих в городах Европы, т.е. к росту рабочего класса.
В это же время многие передовые люди, а среди них и предприниматели, ученые, чиновники и врачи, начинают задумываться о жизни и проблемах людей, чьими руками создается общественное богатство. Вспомним хотя бы создателей немецкой промышленности - Круппа и Сименса. Здоровье и благополучие рабочих, снижение уровня профессиональной заболеваемости и травмaтизма - всё это становится предметом исследований ученых различных направлений. Эти исследования во многих странах Европы, включая и Германию, финансировались не только государством, но и частным капиталом. На фабриках и заводах появляются люди, чьей обязанностью был надзор за здоровьем работающих, условиями их работы и быта. Известный врач д-р Фридолин Шулер, анализируя заболеваемость среди рабочих и членов их семей, пришел к выводу, что многих заболеваний и смертности от них можно было бы избежать, если бы рабочие и их семьи полноценно питались и получали бы сбалансированную пищу.
В частности, доктор Шулер считал, что в рационе питания семей рабочих катастрофически недостает белковых соединений. Отсутствие достаточного количества белков в продуктах питания вело, по его мнению, к ослаблению здоровья работающих, росту многочисленных заболеваний, повышению детской смертности. Доктор Шулер считал, что недостающие животные белки можно было бы полноценно заменить дешевыми, по сравнению с мясом, растительными белками. Он активно пропагандировал свои идеи в печати и на встречах с хозяевами предприятий, специализирующихся на выпуске продуктов питания. Своими идеями Шулер смог увлечь и Юлиуса Магги, который не только уверовал в возможность реальной помощи малообеспеченным людям, но и увидел деловую перспективу нового направления – производстве недорогих, но полноценных продуктов питания.
Магги с увлечением начал экспериментировать с легуминозной мукой как источником дешевого белка, вкладывая в опыты не только собственные силы, но и всю прибыль, получаемую от своих предприятий. После нескольких лет экспериментов Юлиус Магги строит предприятие по изготовлению продуктов, содержащих растительные белки. Сырьем для их производства стали продукты переработки гороха и сои, считавшиеся тогда отходами. С 1883 года легуминозная мука попадает в торговлю как заменитель дорогостоящих животных белков.
1886 год становится годом рождения знаменитых готовых сухих супов MAGGI. В Кемпттале он производит первые супы из гороха и бобов, в этом же году начинается их успешное продвижение по стране.
В 1886 году Магги основывает коммандитное общество "Julius MAGGI & Cо", целью которого становится выпуск дешевых продуктов питания для малообеспеченных людей. Для изготовления этих продуктов он использует дешевое и доступное сырье, содержащее достаточное количество полноценных питательных веществ. Магги не ограничивается только созданием и разработкой технологии производства супов. Он считает, что еда простых людей должна быть не только недорогой, полноценной и здоровой, но также и вкусной. Он создает свой знаменитый соус MAGGI с красно-желтой этикеткой в привычной нам темно коричневой бутылочке. Эта приправа чем-то напоминает соевый соус, но содержит ингредиенты, позволяющие придавать обыденным блюдам необычно привлекательный вкус.
Для продвижения своих продуктов на рынке Магги основывает в этом же 1886 году рекламную фирму "Reclame- und Pressbüro", которую возглавляет, ни много ни мало, Франк Ведекинд, очень известный швейцарский поэт.
В 1887 году MAGGI основывает свое первое предприятие в Германии "Gütterli-Hüsli" в зингене. Сейчас там находится штаб-квартира фирмы MAGGI. На предприятии, где работало семь работниц, разливали по бутылкам знаменитый "Maggi's Suppenwürze". Под руководством Mагги разрабатываются различные суповые кубики и сухие соусы, которые быстро расходятся в разных странах. Продукты MAGGI пользуются спросом не у одних лишь домохозяек, но и в больницах, армейских частях, геологических и других экспедициях. Они не только вкусны, но способны долго храниться и, что не менее важно, быстро готовиться. Всё это способствовало росту популярности продуктов этой фирмы в Европе.
Ни войны, ни взлеты и падения экономики, ни ранняя смерть самого Юлиуса Mагги в 1912 году не смогли помешать необыкновенной популярности продуктов, разработанных фирмой MAGGI.
Несколько слов о самом Mагги. Несмотря но свою занятость и беспокойный характер, он отдавал много сил и времени своей семье. Магги был дважды женат и являлся отцом шестерых детей. Будучи успешным предпринимателем, хозяином большой фирмы, он до самой смерти не утратил интереса к учебе, регулярно посещал курсы по физике, химии, сельскому хозяйству и машиностроению. Mагги одним из первых в Швейцарии приобрел собственный автомобиль и мотоцикл. И не только приобрел, но и вместе с детьми поехал на автомобиле в Норвегию кататься на лыжах. Предметом его увлечений было коллекционирование часов, курительных трубок и фотоаппаратов. Он любил животных и на своей ферме содержал целый зверинец.
Для своих продуктов Mагги сам разработал торговую марку в виде крестообразной звезды. Его жизненным девизом было: “Через крест – к успеху!“
Сегодня фирма MAGGI GmbH принадлежит фирме NESTLE. Она выпускает 450 различных наименований продуктов,снабженных фирменной маркой MAGGI, THOMY, BUITONI i LIBBY'S. Только под торговой маркой MAGGI сейчас продается более 300 различных продуктов: от бульонных кубиков до различных приправ и сухих готовых блюд. Ассортимент готовых супчиков значительно расширился и по вкусу они совсем не похожи на те первые супы, которые некогда разрабатывал сам Юлиус Магги .
Огромное современное производство, передовые исследовательские лаборатории ничем не напоминают того оборудования, на котором работал в свое время Юлиус Магги.
Конечно, европейские рабочие уже давно не страдают от недостатка белков, а их дети питаются вполне полноценными продуктами, но приправы и соусы MAGGI позволяют и сегодня работающим хозяйкам готовить вкусные и полезные блюда, затрачивая на это минимум сил, времени и средств.
Фирма MAGGI одна из первых начала использовать активную рекламную деятельность, создавая повсеместно клубы MAGGI. Цель этих клубов - вовлечение тысяч домохозяек в обсуждение рецептов, а зачастую и в разработку новыx видов продуктов или полуфабрикатов для приготовления различных блюд.
Сегодня, покупая какой-нибудь продукт в магазине, мы долго изучаем упаковку, на которой приведен его состав, зачастую понятный лишь профессиональному химику: усилители вкуса, антиоксиданты и прочее. Но бог с ней – химией! Давайте лучше вспомним, как бывает приятно, придя безумно уставшими с экскурсии, вскипятить кружку кипятка, высыпать и размешать в ней сухой супчик, а потом с наслаждением съесть это ароматное и питательное варево. И стоит при этом вспомнить добрым словом Юлиуса Магги – энтузиаста создания новых продуктов.