Всемирно известная марка штанов, которая совершила революцию в «пролетарской моде», отмечает 155-летие со дня своего рождения, а именно — со дня выпуска первой промышленной партии под маркой Levi Strauss.
«Одежда пролетариев», в которых «строилась вся Америка», была создана бедным иммигрантом, ярким представителем «гонимого народа». Но если убрать все кавычки и забыть про рекламные слоганы — останутся просто старые добрые джинсы.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
История триумфа Леви Страусса началась по другую сторону океана — в Баварии, где он родился в 1829 году в большой (семеро детей) семье Гирша Штраусса. В то время в Германии евреям было запрещено практически все: и обрабатывать землю, и даже торговать. Оставалось, в числе немногих прочих, портновское ремесло. Но юный Лейб, самый младший в семье, решил попытать счастья за океаном, как только слухи о невероятных возможностях, которые открывает Америка, докатились до их маленького городка Буттенхейма. Однажды утром младший Штраусс надел чистую рубашку, завязал в узел краюху хлеба и двинулся в путь.
В первый же день пребывания в Нью-Йорке Лейб Штраусс сделал для себя три важных открытия. Во-первых, надо учить язык, во-вторых — по-быстрому разобраться с американской денежной системой и, в-третьих, нужно, чтобы еврейское имя звучало по-американски. Если с первыми двумя пунктами были затруднения, то утром второго дня своего пребывания в Америке он проснулся под звучным именем Леви Стросс. Впрочем, мы станем его называть по привычке — Страуссом. Тут нужно вернуться чуть назад.
Чтобы не путешествовать туристом, Леви прихватил с собой на корабль понемногу разной мелочи и рулон парусины.Свои коммерческие способности он испытал прямо на пароходе. Успех превзошел ожидания: все было скуплено по приличной цене. Все, кроме холста. Сойдя на берег, Леви узнал, что в Сан-Франциско цены на все его товары были ровно в четыре раза выше. Юный предприниматель недолго грустил: оставался ведь еще холст! И тут уж продешевить было нельзя.
ОН СТАРАЛСЯ
В первые же дни Леви отправился в лагерь калифорнийских золотоискателей. Парусину можно было успешно сбыть на тенты для палаток, но в ответ на свое предложение Леви услышал от одного из старателей гневное: «У меня от штанов остались две заплаты и три дырки. Какое место твоим тентом прикрыть прикажешь?!»
На этой высокой дипломатической ноте Леви побледнел. Идея! Его первое маркетинговое исследование показало, что вовсе не палатки будут пользоваться здесь спросом. Через несколько дней он предложил старателю штаны из того самого холста. Говорят, спроектировал и сшил их он сам. Это были прочные брюки, швы которых были усилены двойной строчкой, на кокетке, позволившей обходиться без ремня, со множеством карманов. К тому же их можно было легко стирать.
Так родились первые джинсы. Когда дело закрутилось, они стали стоить 1 доллар 46 центов. Первая промышленная партия, выпущенная в 1850 году, разошлась мгновенно, и спустя немного времени находчивый предприниматель организовал в Сан-Франциско фирму Levi Strauss & Co по пошиву рабочей одежды. С самого начала деятельность фирмы Levi Strauss отличалась завидной предусмотрительностью — компания патентовала практически все свои продукты и ноу-хау.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ШТАНОВ
Время шло, Леви превращался в акулу бизнеса. Когда его компания отметила 23-летие, он получил письмо от портного из Невады Джейкоба Дэвиса, который покупал у Страусса ткань. Дэвис сообщал, что его клиенты жалуются на быстрый износ ткани в углах карманов брюк. Устав от бесконечной штопки, Дэвис бил металлические заклепки на «слабые» места рабочих штанов. Потом он начал ставить их и на новые штаны. Жалобы клиентов прекратились. Дэвис, испытывая финансовые затруднения, обратился к Леви: «Если вы возьмете на себя половину расходов по оформлению патента, скорее всего, вы не прогадаете». Леви мгновенно уловил суть дела. 20 мая 1873 года фирма «Ливай Стросс энд компани» получила лицензию на единоличное право производства брюк с заклепками на карманах. Вот эта дата и считается официальным днем рождения джинсов. Заклепки стали тем последним штрихом, который создал окончательный образ детища фирмы Levi’s.
В 1886 году на джинсах Levi’s появляется знаменитый кожаный лейбл с двумя лошадьми, безуспешно пытающимися разорвать брюки. Картинка изображала реальный эксперимент, проведенный в Америке после сообщения машиниста паровоза, который использовал пару джинсов вместо порвавшейся сцепки вагонов и благополучно довел состав до станции.
Рабочий народ быстро оценил прочность и практичность новых брюк. Твердо освоив этот сегмент рынка, Леви начал борьбу и за эстетическую привязанность публики. Вскоре после запуска производства компания перешла от серой ткани на привлекательный и прочный синий материал, названный «деним», то есть «из Нима», французского города, где Леви Страусс подыскал поставщика.
КОНЕЦ СЛАДКОЙ ЖИЗНИ
Брэнд Levi’s практически не знал конкуренции до середины ХХ века. Но, как известно, на привлекательном рынке не может быть одного игрока. Будучи изначально одеждой авантюристов, ковбоев и работяг, джинсы стали символом демократичного и открытого отношения к жизни, «второй кожей» многих поколений и всех социальных слоев.
Конкуренция и борьба брендов обостряется с каждый годом. Небольшая фирма из Филадельфии Wrangler сумела добиться успеха, потрафив вкусам сельской Америки — ковбоям и фермерам, которые считали Levi’s слишком «городской» маркой. Впервые Wrangler засветился в ковбойских фильмах и сразу стал баловнем Голливуда. Ковбои изживали себя как реальный класс, а ковбойская эстетика, наоборот, все больше завоевывала признание городской аудитории. Сначала Голливуд, а потом одна за другой крупные торговые марки «подсаживались» на ковбойскую тему. К 1960-м между джинсовыми марками Lee, Wrangler и Cooper разразилась настоящая война не за аудиторию как таковую, а за то, кто перетянет на себя дух настоящей Америки.
ПИР АМЕРИКАНСКОГО ДУХА
Впрочем, Levi’s, не отрицая «вестерновских» корней, и не пытался выиграть именно на этом поле. Настоящим Клондайком стал верный шаг «ливайсовских» маркетологов позиционировать свой продукт как повседневную, а не только рабочую и специальную одежду.
Получив заказ от американской армии, Levi’s после Второй мировой войны попал в Европу. Он стремился стать международным, и мировой успех его связан с триумфальным шествием американского образа жизни по всему миру.
История Levi’s показывает, что легендарный бренд может эффективно бороться со старением, оставаясь достаточно актуальным. Во всяком случае, сегодня Levi’s по-прежнему первый среди джинсовых брендов. Совсем недавно, впрочем, стало известно о закрытии последней фабрики Levi’s, расположенной в США…
ЗАВЕЩАНИЕ СТРАУССА
В свое время Леви Страусс напоминал всем: «Посмотрите внешний боковой шов — если там проложена красная нить, вы приобрели оригинал». Красной нитью через его дело прошла убежденность, что человек должен быть одет просто и со вкусом, но, главное, практично. Такими и стали «штаны Ливайса».