В наши дни выражение «лицо бренда» стало практически фразеологизмом. Одной из компаний, способствовавших продвижению данной фразы в народ, является L'Oréal. Лицами этой французской косметической компании всегда становились самые красивые женщины. Сейчас L'Oréal является одной из наиболее распространенных и покупаемых косметических марок в мире.
Знаменитая фраза «Ведь я этого достойна» используется в рекламе L'Oréal на протяжении почти 40 лет. Впервые она появилась в 1967 году. Авторство принадлежит рекламному агентству McCann Erickson. С тех пор с экрана телевизора с красивым французским (или псевдофранцузским) акцентом фразу произносили актрисы Катрин Денев, Дженнифер Энистон, Мила Йовович, Энди Макдауэлл, Бейонс Ноулес, Гонг Ли; модели Кейт Мосс, Клаудиа Шиффер. Мужскую линию L'Oréal рекламировали пилот «Формулы-1» Михаэль Шумахер и футболист Давид Жинола.
Все они равны перед L'Oréal. Их красота — это и есть красота L'Oréal, которая может быть представлена как одним лицом, так и бесконечным множеством лиц.
L'Oréal – яркий пример компании, использующей знаменитостей для раскрутки своих брендов. В рекламе L'Oréal участвуют одновременно порядка 15–20 красивейших женщин планеты – топ-моделей, певиц и киноактрис. Только за последние четыре года лицами L'Oréal стали около 10 звезд с мировым именем.
Так, в феврале 2000 года рекламным образом гаммы средств по уходу за кожей лица Hydrofresh/L'Oréal Plénitude, рассчитанной на женщин в возрасте от 18 до 30 лет, стала французская актриса Вирджини Ледойен. Вирджини начала свою карьеру в кино в возрасте 13 лет в фильме Mima Филомены Эспозито. Она любопытна, целеустремленна, любит Достоевского и англо-саксонскую литературу XIX века.
21 февраля 2001 года L'Oréal заключила эксклюзивный контракт с солисткой трио Destiny's Child Бейонс Ноулес. Кэрол Хэмильтон, директор представительства L'Oréal USA: «Она умна, талантлива, красива и полна жизненной энергии. В конце концов, у нее так хорошо получается наша коронная фраза «Ведь я этого достойна»!».
В августе 2001 года L'Oréal пригласила рекламировать косметику для зрелых женщин легендарную Катрин Денев. Несмотря на то, что тогда актрисе было 57 лет, она по-прежнему великолепно выглядела. Катрин Денев начала свою карьеру в 16 лет и снялась в 94 фильмах. «Катрин Денев – уникальная красивая женщина, – сказал представитель L'Oréal. – Она потрясающе выглядит на протяжении всей своей карьеры. Денев узнаваема во всем мире и будет символизировать французский шарм и элегантность».
В августе 2001 года лицом французской компании стала китайская кинозвезда Гонг Ли. Женьшень Лан, PR-менеджер представительства L'Oréal в Китае: «За последние пять лет отношение китайских женщин к красоте изменилось кардинальным образом: они стали тратить огромные деньги, приобретая продукцию западных косметических гигантов. Рынок развивается очень быстро (рост на 10-20% в год). L'Oréal начал завоевание китайского рынка в 1997 году, гораздо позже японских косметических компаний (например, Shiseido). Модные идеи стремительно меняются, и если раньше красивыми считались только черные волосы, то теперь китайские женщины экспериментируют с цветом, и L'Oréal помогает им в этом своей продукцией».
26 сентября 2001 года контракт с L'Oréal на сумму в $750 тысяч подписала известная британская актриса Клэр Форлани. 29-летняя Форлани представляла тушь для ресниц Intensifique. Клэр – уроженка Вест-Лондона. Карьеру актрисы она начала в 90-х после серьезных занятий танцами и актерским мастерством. Известность к Форлани пришла после роли в фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк». «Удивительные черты лица Клэр и особенно ее прекрасные голубые глаза естественным образом украшают этот новый продукт», – сказал представитель компании.
В октябре 2002 года лицом краски для волос L'Oréal Open Color стала актриса Джессика Бьель (в 2002 году ей было 20 лет). Джессика снималась в сериале «Седьмое небо», в фильмах «Летний улов» и «Правила аттракциона».
В мае 2002 года компанией был заключен контракт с австралийской актрисой и певицей Натали Имбрульей. Представители L'Oréal объяснили свой выбор «красотой, неподдельным обаянием и сильным характером» Натали.
В 2002 году новым лицом косметической линии L'Oréal Air Wear стала актриса и модель Ноэми Ленуар. Модельная карьера Ленуар началась в 1998 году, ее лицо уже успело появиться на обложках Vogue, Elle и Marie Claîre.
В мае 2003 года контракт с L'Oréal подписал 30-летний актер Бен Аффлек (известен российским зрителям по фильмам «Влюбленный Шекспир», «Перл-Харбор»). Он стал лицом линии средств по уходу за волосами для мужчин. «Бен олицетворяет собой новое поколение мужчин, сила которых проявляется в их личности, – сказал представитель L'Oréal. – Но они не боятся также следить и за своей внешностью».
Страшная сила
Использование знаменитостей в рекламе, как правило, обеспечивает рекламодателю большее внимание со стороны аудитории. Основной вопрос здесь – может ли интерес аудитории к «богатым и знаменитым» эффективно использоваться для роста продаж бренда? Специалисты в области маркетинга расходятся во мнениях.
Одни считают, что знаменитости в рекламе отвлекают внимание от бренда и порой затмевают его. Если популярность звезды выше, чем бренда, она может просто «перевесить» рекламируемый продукт. Другие полагают, что знаменитости придают бренду часть своего «я». Все зависит от того, насколько бренд и человек сочетаются эмоционально, насколько они соответствуют друг другу. При правильном подборе приписываемые звезде качества переносятся на бренд.
Известен случай с Pepsi и поп-дивой Бритни Спирс. После того, как в 2001 году Pepsi заключила контракт с Бритни, рыночная доля компании упала. Исследование газеты USA Today под названием Ad Meter, проведенное в апреле 2002 года, показало, что ролик Pepsi с участим Бритни Спирс занял в рейтинге лучших роликов, транслировавшихся во время матча Super Bowl – 2002, лишь 49 место (третье с конца). По информации USA Today, на изготовление ролика было потрачено $5,8 млн. Даже представители Pepsi признали неэффективность контракта со Спирс. В итоге «звездная» кампания «Joy of Pepsi» сменилась на «Pepsi. It's the Cola», в которой не участвовали звезды мирового масштаба.
Райан Шинман, президент нью-йоркской маркетинговой компании Platinum Rye Entertainment: «Если знаменитости использованы эффективно и продукт остался в голове потребителя, маркетологи сделали свою работу хорошо. Передача качеств, присущих звезде, потребителю рекламируемого продукта происходит в два этапа. Сначала индивидуальность знаменитости в представлении потребителя становится связанной с маркой. Потом индивидуальность марки (и, соответственно, знаменитости) получает потребитель».
Самым сложным в подборе знаменитости для участия в рекламной кампании является поиск наиболее яркой из черт имиджа звезды и транспонирование ее на бренд. Андрогинная Мила Йовович, индивидуальность которой L'Oréal трактует как «дерзкую, яркую, фантастичную», рекламирует краску для волос Colour Riche, тональный крем Air Wear, лак для ногтей Jet-Set. Дженнифер Анистон, звезда многочисленных мыльных опер, с имиджем «соседской девчонки», снимается в рекламе шампуня Elvive и лака для волос Elnett. В 2002 году L'Oréal решила продвинуть помаду Shine Délice как «совершенную, роскошную, чувственную» с «сочными оттенками для сочных губ». Французская модель и актриса Летисия Каста была выбрана для рекламы этой помады по причине своей «свежести и сексуальности».
По оценке инвестиционных аналитиков Morgan Stanley, L'Oréal является единственной косметической фирмой, в последние пять лет увеличившей свою долю рынка в мире и в США в категориях косметики и ухода за волосами.
До 1996 года продукция L'Oréal была ориентирована на взрослую аудиторию. Марка Maybelline, приобретенная L'Oréal в 1996 году, заняла нишу косметики, рассчитанной на молодежную аудиторию (по данным L'Oréal, с 1996 по 2002 годы продажи Maybelline за пределами США выросли на 93%). Согласно исследованию L'Oréal, проведенному 10 лет назад, целевую группу продукции компании составляли женщины 20–50 лет; на данный момент – 15–70 лет. По прогнозу L'Oréal, еще через 10 лет возрастные рамки целевой аудитории компании снова расширятся – от 12 до 90 лет.
За последние 10 лет L'Oréal трансформировалась из исконно французской компании с европейской аудиторией в глобальный концерн, чья продукция распространяется от Дели до Мельбурна.
По информации аналитиков Merrill Lynch, L'Oréal тратит на рекламу и маркетинг около 30% выручки от продаж, в то время как конкуренты расходуют на продвижение 25% выручки.
Особое внимание уделяется растущему азиатско-тихоокеанскому рынку. За последние 10 лет доля продаж L'Oréal в Восточной Европе снизилась на 12% (данные L'Oréal), однако продажи в Азии выросли на 20%. Энди Смит, аналитик Citigroup Smith Barney: «Это великолепная модель развития. L'Oréal умудряется найти географические точки, где есть потенциал для роста, и добиться доминирования в этих регионах».
Когда в 2002 году L'Oréal начала экспансию в Китай, ее доходы выросли на 61% (за 2002 год), в то время как весь рынок косметики этой страны вырос лишь на 14%.
L'Oréal описывает свою целевую аудиторию в Китае так: «18-летняя мисс Ю, которая живет с родителями и хочет иметь розовую помаду» и одновременно так: «Миссис Ли, ей больше 20, у нее хорошая работа и депозит в банке». А еще L'Oréal интересна «30-летняя миссис Вонг, замужем, имеет одного ребенка, больше пользуется средствами по уходу за кожей, чем косметикой». Даже вид транспорта имеет значение: если мисс Ю ездит на машине, она потребитель премиумного бренда L'Oréal – Lancôme, если на велосипеде – более демократичного Maybelline.
По сведениям аналитиков, каждое утро среднестатистическая американка наносит на тело около семи косметических средств. Сколько использует китаянка? Двадцать два! (по данным компании L'Oréal).
История/подвал
Компанию L'Oréal основал молодой химик Эжен Шуэллер (родился в 1881 году). В школьные годы он помогал родителям в семейной кондитерской лавке и готовился стать кондитером. Однако когда Эжену исполнилось 10 лет, родители разорились и вынуждены были переехать из Парижа в маленький городок Нелли. И там им неожиданно повезло: колледж Сент-Круа стал заказывать у них сдобу для учащихся. В обмен Эжену разрешили бесплатно посещать занятия в колледже. За недолгое время учебы в этом престижном заведении он увлекся химией. Бизнес оказался не столь удачен, родители продали лавку и переехали в Эльзас, где Эжен был вынужден работать разносчиком. Зато по вечерам он запирался в сарайчике на заднем дворе и мудрил со своими порошками. В 1900 году Эжен отправился в Париж, поступил в химический институт и через три года вышел из него дипломированным инженером-химиком. После окончания обучения ему предложили место помощника лаборанта в Сорбонне.
Рассказывают, что в один из дней 1907 года, вернувшись из лаборатории домой, Эжен Шуэллер застал свою жену в слезах. Причиной слез был ее визит в парикмахерскую – вместо белокурых локонов на голове женщины «красовался» сноп пегой и блеклой соломы. Чтобы утешить жену, Шуэллер пообещал ей придумать волшебную краску, которая сделает ее волосы такими красивыми, что ими будет восхищаться весь мир. В те времена женщины красили волосы в основном растительными красками – хной и басмой. Их недостатком было отсутствие разнообразия цветовой гаммы. Эжен решил создать синтетическую краску с содержанием солей меди, железа и сульфата натрия, удобную в применении, щадящую волосы и позволяющую женщине добиться желаемого цвета волос.
Молодой ученый устроился в лабораторию центральной аптеки Франции. Это место давало Шуэллеру большие возможности для химического творчества, и очень скоро его жена смогла испытать новую краску. После удачного тестирования Шуэллер решил предложить новинку под ничего не значащим названием L'Aureale (так сначала называлась L'Oréal) своему знакомому парикмахеру. Когда парикмахер заказал новую партию краски, встал вопрос о производстве. Оно разместилось непосредственно в двухкомнатной квартире Шуэллеров: столовая играла роль демонстрационного зала, спальня – лаборатории. По ночам Эжен смешивал краску, а утром сбывал ее парикмахерам.
Начальный капитал компании «Безопасные краски для волос», основанной Эженом в 1907 году, составлял 800 франков. Через два года судьба свела Шуэллера с бухгалтером Эпернэ, который только что получил в наследство 25 тысяч франков. Мадам Эпернэ и ее подруги были в восторге от краски L'Aureale, и бухгалтер на свой страх и риск решил инвестировать наследство в новое предприятие. Для краткости компания (и краска для волос) была переименована в L'Oréal. В качестве инструмента для продвижения марки была создана газета «Парижский парикмахер» – в ней Шуэллер рассказывал о собственной продукции, а также размещал на платной основе информацию конкурентов. Вскоре эту газету читали не только во Франции, но и в Голландии, Италии и Австрии.
После возвращения из армии в 1918 году Шуэллер взял на себя управление небольшой фирмой по производству полимеров и превратил ее в мощную компанию Nobel Française. Через несколько лет он создал французский филиал американской компании Valentine, наладив производство целлюлозного лака. В 20-е годы «лаборатория в квартире» превратилась в завод, на котором работало 100 человек.
Ситуация в Европе в благополучные 30-е годы была весьма подходящей для косметического бизнеса – люди стали больше задумываться о своей внешности. В 1928 году Эжен Шуэллер купил компанию Monsavon – маленькое предприятие, выпускавшее туалетное мыло. Это приобретение позволило L'Oréal внедриться на рынок туалетных средств, который стремительно развивался. Десять лет спустя мыло Monsavon стало самым продаваемым во Франции. В 1934 году L'Oréal выпустила первый жидкий шампунь Dop. До этого для мытья головы использовали обычное мыло или мыльную стружку.
В 1936 году Шуэллер разработал солнцезащитное молочко Ambre Solaire. В канун Второй мировой войны в L'Oréal трудилось уже более 1000 человек. Среди них была дочь основателя Лилиан, которая во время каникул клеила этикетки на флакончики с краской. Компания имела около трехсот представителей, в основном бывших парикмахеров, которые напрямую работали с большинством французских косметических салонов.
В 1945 году L'Oréal первой в Европе вывела на рынок средство для щадящей химической завивки Oreol, а два года спустя – первую краску для самостоятельного использования (без помощи парикмахера) Rege-Color. С этого момента продукция компании стала распространяться не только в парикмахерских, но также в магазинах и аптеках. В 1953 году Шуэллер открыл первый филиал L'Oréal – в США.
В 1956 году Эжен Шуэллер умер.
Сейчас L'Oréal – один из крупнейших в мире производителей косметики с оборотом более 14 млрд евро (данные за 2003 год). Это вторая по стоимости компания во Франции после нефтяного гиганта Total Fina Elf. 53,7% акций L'Oréal принадлежат компании Gesparal, контрольным пакетом которой владеют наследники основателя L'Oréal – семья Бетанкур. На L'Oréal работает 51 тыс. сотрудников в 130 странах. За последние 10 лет продажи L'Oréal выросли в 2,5 раза, а количество сотрудников – в 1,5 раза. 85% оборота компании формируется за пределами Франции, а 50% – за пределами Европы. На США приходится почти 30% оборота, около 13% – на Японию.
L'Oréal работает в четырех областях косметического рынка: средства для волос, декоративная косметика, средства по уходу за кожей и парфюмерия. L'Oréal Group принадлежат такие всемирно известные марки, как L'Oreal Paris, Garnier, Maybelline, L'Oréal Professionnel, Redken, Lancôme, Biotherm, Parfums Giorgio Armani, Cacharel, Ralph Lauren, Helena Rubinstein, Vichy. Продукция представлена примерно в 150 странах.
Дочь Эжена Шуэллера Лилиан Бетанкур, унаследовавшая империю L'Oreal, – одна из самых богатых женщин мира (11 место в списке самых богатых людей по версии журнала Forbes в 2003 году). Ее личное состояние Forbes оценивает в $18,8 млрд.