В 60-х годах прошлого столетия в бывшем СССР остро ощущалась потребность в создании серьезного парка российского грузовых автомобилей - конкурентоспособного, комфортабельного, мощного, рентабельного, способного эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях и заполнить нишу автомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.
Производство всех существовавших отечественных грузовых моделей, даже при резком повышении их количества, не обеспечило бы нужный прирост грузооборота. Поэтому назрела необходимость выпуска качественно нового грузовика, который был бы способен значительно повысить производительность труда на транспорте. Так как ни один из функционировавших в то время автомобильных заводов СССР не мог справиться с такой задачей, то Советом Министров СССР и ЦК КПСС в 1969 году было принято Постановление о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на маленький городок на Каме Набережные Челны.
Почему были выбраны именно Набережные Челны?
Дело в том, что город по своему географическому положению находился практически в самом центре бывшего СССР, судоходные реки Кама и Волга и близость железной дороги сразу решали все насущные проблемы с доставкой строительных материалов, сырья, оборудования и комплектующих. В будущем все эти положительные факторы рассматривались и как решение еще одной важной проблемы - транспортировки готовых грузовиков. Кроме того, крупнейшая в масштабах региона действующая строительная организация "Камгэсэнергострой" справилась бы как со строительством плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, так и с возведением заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.
Со всей страны на стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты из всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей. А уже 13 декабря 1969 г. был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год. Комплекс заводов на Каме занял территорию в 22 квадратные мили.
Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы КАМАЗа на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек.
Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации "Холкрофт", "Либхер", "Морандо", "Сикаст", "Ингерсолл Рэнд", "Буш", "Хюллер", "Фата", "Рено", "Сандвик", "Камацу", "Хитачи", "Свинделл-Дреслер".
Благодаря КАМАЗу в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.
Каждый год город пополнялся на 30-40 тыс. человек. Если до начала строительства КАМАЗа в Набережных Челнах было 27 тыс. человек, то к середине 90-х годов в автограде проживало более 530 тыс. жителей, десятков национальностей и разных вероисповеданий, для которых были созданы все условия, связанные с развитием их самобытных культур и национальных религий.
Хронология событий
1970 г. (осень) - уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа - Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.
1971 г. (январь) - сдан первый в Набережных Челнах 12-ти этажный жилой дом для КАМАЗовцев.
1973 г. - возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ.
1974 г. (май) - в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.
1975 г. - на всех заводах комплекса идет монтаж, пуско-наладка технологического оборудования, выпуск пробной продукции.
1975 г. (декабрь) - на заводе двигателей собран силовой агрегат N1 по временной технологии, но собственными силами.
1976 г. (февраль) - с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик. Правительство СССР утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки.
1976 г. (декабрь) - Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР. В.Н.Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Ко времени сдачи в экспллуатацию 1-ой очереди КАМАЗ обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому.
1977 г. (октябрь) - КАМАЗ досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи.
1978 г. (август) - изготовлен 50-тысячный КАМАЗ.
1979 г. (июнь) - с главного конвейера сошел грузовик за номером 100000. Темпы роста производства на КАМАЗе были рекордными не только для нашей страны.
1980 г. (август) - выпущен 150-тысячный КАМАЗ.
1981 г. (февраль) - сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КАМАЗа.
1983 г. (февраль) - главным событием этого года стало создание производственной фирмы "КАМАЗавтоцентр", главной задачей которого стало обеспечение всех автомобилей "КамАЗ" гарантийным обслуживанием и поставка запасных частей к ним на весь период жизни аввомобиля. уже к концу десятилетия в его составе было 210 автоцентров. Развитая сеть автоцентров на огромной территории СССР, а также за рубежом сразу же сблизила КАМАЗ с потребителем, позволила оперативно реагировать на требования заказчика, эффективно проводить маркетинговые исследования, максимально быстро осуществлять ремонт автомобилей и поставки запчастей.
1986 г. - Автомобили КамАЗ, составляющие лишь четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60% урожая 1986 года.
1987 г. - создано производство микролитражных автомобилей Ока. 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка Ока-ВАЗ-1111.
1988 г. - по подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей КамАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.
1990 г. (июнь) - правительство приняло решение о создании акционерного общества "КАМАЗ" на базе имущества производственного объединения. Устав акционерного общества "КАМАЗ" утвержден на общем собрании 11 августа 1990 года. Открытое акционерное общество "КАМАЗ" создано 23 августа 1990 года путем преобразования производственного объединения "КамАЗ" Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N616 от 25.06.90 г. ОАО "КАМАЗ" стало одним из первых акционерных обществ в Советском Союзе.
1993 г. (14 апреля) - пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях - восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. Благодаря поддержке правительств России и Татарстана, камазовцам менее чем за год удалось восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара.
1994 г. введен в строй завод по производству микролитражных автомобилей Ока, рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.
1999 г. (30 августа) - с конвейера выпущены 1600000-й КАМАЗ и более 2 миллионов дизельных двигателей.
2000 г. - Разработка и выпуск двигателей, соответствующих экологическим требованиям Евро-2
2003 г. - Выпущено свыше 1,7 млн. грузовых автомобилей и 2,3 млн. двигателей
2003 г. - Освоено производство среднетоннажных грузовиков грузоподъемностью 3-5 т
2003 г. - Выпущен 250-тысячный с начала производства микролитражный автомобиль Ока
2003 г. - Разработана первая модель автобуса НЕФАЗ класса Турист на шасси КАМАЗ
2003 г. - Изготовлены полноприводные седельные тягачи КАМАЗ-65226 полной массой 97 тонн при допустимой нагрузке на седельно-сцепное устройство 27 тонн;
2004 г. - Сертифицирован двигатель, соответствующий экологическим требованиям Евро-3.
2005 г. - Zaenradfabric и КАМАЗ создали совместное предприятие по производству коробок передач.
«КАМАЗ» - первым среди предприятий машиностроительного комплекса с началом массового выпуска своих автомобилей приступил к созданию фирменной системы их обеспечения. Началом организации фирменной системы является поручение Совета Министров СССР от 23 августа 1976 года № ПП-13893, на основании которого в ПО «КАМАЗ» был создан сначала отдел технического обслуживания, а затем производственное управление запасных частей и эксплуатационно-ремонтного обслуживания (ПУЗЧ и ЭРО). В 1977 году были открыты первые 17 автоцентров.
Создание такой системы дало возможность решить важнейшую задачу - обеспечить достаточно высокую техническую готовность парка автомобильной техники «КАМАЗ».
Во-первых, была упорядочена система планирования производства и распределения запасных частей с учетом дорожных и климатических условий, интенсивности эксплуатации.
Во-вторых, была реализована концепция организации капитального ремонта основных агрегатов и узлов на индустриальной основе.
1977 - 1982 годы явились организационным периодом в деятельности фирменной системы, когда Камским объединением совместно с другими министерствами и ведомствами решались вопросы ускоренного открытия автоцентров, передачи в аренду производственных и складских площадей, подбора квалифицированных кадров.
Постановление Совета Министров СССР от 27 июля 1981 года №718 "О мерах по улучшению обеспечения запасными частями автомобилей и двигателей, изготовляемых Камским объединением по производству большегрузных автомобилей и созданию мощностей по производству капитального ремонта узлов и агрегатов этих автомобиллей", дало мощный толчок в развитии материально-технической базы системы путём строительства современных автоцентров и развитию заводов по капитальному ремонту агрегатов, закрепило за КамАЗом право определения потребности народного хозяйства в запасных частях и планировании их производства.
К концу 1982 года со всей очевидностью встал вопрос, что ПУЗЧ и ЭРО не под силу охватить весь комплекс вопросов фирменной системы, а в целях дальнейшего её развития приказом Министра автомобильной промышленности от 8 февраля 1983 года № 87 в составе ПО «КАМАЗ» была создана производственная фирма «КамАЗавтоцентр». На ПФ «КамАЗавтоцентр» были возложены следующие основные задачи:
- определение потребности в запасных частях;
- обеспечение запасными частями и капитально отремонтированными агрегатами предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности;
- выполнение гарантийных обязательств КамАЗа перед потребителями;
- организация централизованного капитального ремонта основных агрегатов и узлов на промышленной основе;
- контроль за соблюдением правил технической эксплуатации автомобильной техники «КАМАЗ» в предприятиях и организациях, рациональным использованием запасных частей;
- развитие производственной технической базы автоцентров;
- обеспечение технической документацией и литературой;
- развитие ремонтно-эксплуатационных услуг.
Постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1984 года №346 "О мерах по повышению эффективности использования автомобилей «КАМАЗ» в народном хозяйстве" были определены дальнейшие направления развития фирменной системы, предусматривающие:
- концентрацию автомобильной техники «КАМАЗ» преимущественно в предприятиях и организациях, имеющих необходимую базу для её технического обслуживания и ремонта;
- переход на договорные отношения автоцентров с автопредприятиями по обеспечению запасными частями, капитально отремонтированными агрегатами, предусматривающих взаимную ответственность:
- автоцентров - за полноту и своевременность поставки запасных частей;
- автопредприятий - за соблюдение правил эксплуатации автомобилей.
- дальнейшее развитие материальной базы автоцентров, ремонтных заводов и предприятий по техническому обслуживанию автомобильной техники
«КАМАЗ»;
- наращивание производства моторных и трансмиссионных масел, специальных жидкостей для эксплуатации автомобильной техники «КАМАЗ»;
- разработку новой и уточнение действующей нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники «КАМАЗ».
С 1977 года по июль 1990 года ПУЗЧ и ЭРО, а затем ПФ «КамАЗавтоцентр» являлась структурным подразделением КамАЗа.
За этот период было построено 18 типовых автоцентров и приобретены готовые площади для 47 автоцентров.
С июля 1990 года ПФ «КамАЗавтоцентр» строила свои взаимоотношения с КамАЗом на основании договора аренды, заключенного на 5 лет, и зарегистрирована как арендное предприятие. Переход на арендные отношения дал существенные положительные результаты в развитии материальной базы системы за первые 2,5 года работы в условиях аренды, используя собственные средства и льготы, представляемые КамАЗом при заключении договора аренды (без платежей за аренду имущества) были построены по типовым проектам 22 автоцентра, приобретены площади с последующим техническим перевооружением для 20 автоцентров.
Конференцией трудового коллектива в июне 1992 года было принято решение о преобразовании ПФ «КамАЗавтоцентр» в акционерное общество закрытого типа. Однако преобразование не состоялось ввиду того, что 15 октября 1992 года вышел Указ Президента Российской Федерации за №1230 "О регулировании арендных отношений ...", согласно которому ПФ «КамАЗавтоцентр», как арендное предприятие, стоимость арендного имущества у которого превышала 1 млн. рублей должно было преобразоваться в акционерное общество открытого типа. Таким образом, 7 декабря 1992 года Постановлением №l055/45 главой администрации Красногорского района Московской области зарегистрировано АООТ «КамАЗтехобслуживание», учредителями которого являются ОАО «КАМАЗ» и арендное предприятие ПФ «КамАЗавтоцентр». Вклад ОАО «КАМАЗ» в размере 75% Уставного капитала был сформирован за счет имущественного комплекса автоцентров, который ранее был передан трудовому коллективу ПФ «КамАЗавтоцентр» на условиях аренды. Вклад ПФ «КамАЗавтоцентр» в размере 25% Уставного капитала был сформирован за счет долей ПФ «КамАЗавтоцентр» в Уставных фондах автоцентров. Местонахождение общества: г.Красногорск Московской области.
17 сентября 1998 г. Изменение местонахождение ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» из г.Красногорска на г.Набережные Челны с целью активизации деятельности ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» и Автоцентров, а также восстановления утраченных связей с предприятиями группы КАМАЗ в области продвижения продукции ОАО «КАМАЗ» на рынках сбыта.
Изменение местонахождения ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» из г.Красногорска Московской области на г.Набережные Челны , а также передача автоцентров, зарегистрированных с участием ОАО «КАМАЗ» в управление ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» позволили восстановить управляемость 121 Автоцентра (80 - К.ТО, 41 - КАМАЗ) под единым центром - ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» с учетом корпоративных интересов и действующего законодательства.
Создание ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» и выход его на рынки продвижения продукции ОАО «КАМАЗ» совпало с распадом СССР и образованием стран СНГ, что существенно повлияло на его деятельность. Однако, в условиях реформирования экономики РФ и ОАО «КАМАЗ» на балансе ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» были сосредоточены и фактически спасены активы, составляющие средства производства для организации бизнеса Автоцентров в области сервисных услуг и продаж продукции ОАО «КАМАЗ», а долевое участие - давало рычаги управления этим производством. За период работы Общества по оптимизации деятельности Автоцентров сохранено 86 собственных производственных баз, оснащенных оборудованием, 28 арендованных баз с собственным оборудованием, мощности в объеме сервисных услуг до 600 млн.руб. в год.