Производители / iRiver (Бытовая электроника)



Датой рождения компании Reigncom, «матери» iriver, был январь 1999 года. Основатель компании Ян Док Чжун (Yang Deok-Joon), как и семеро его ближайших соратников, был выходцем из Samsung Electronics


Хотя MP3-плеер был тогда еще совсем «новорожденным» устройством, в его жизни уже много чего успело произойти. На рынке присутствовало как минимум две модели: Saehan MpMan и Diamond Rio. Уже отгремели судебные баталии RIAA против Diamond Multimedia, итог которых давал MP3-плеерам право на существование. Новые производители быстро подключались: вот уже и Samsung анонсировала две модели, подтягиваются и другие компании – Mpio, RCA-Thomson, Creative. К июлю 2000 года, когда, наконец, появился на свет бренд iriver (тогда еще iRiver), рынок MP3-плееров был уже достаточно плотно населен.

У всех моделей, присутствовавших на рынке в то время, была общая черта – флэш-память в качестве накопителя. Да, компании экспериментировали и с другими типами памяти, были первые попытки создать плеер на жестком диске, были проекты моделей на сегодня уже прочно забытом накопителе Clik! от Iomega.

Но все это были эксперименты, абсолютное большинство продаж было за «флэшой».

Перед Reigncom-iRiver был выбор – быть «как все» и выпускать плеер на флэш-памяти или придумывать что-то свое. У компании было несколько причин выбрать второй путь.

Во-первых, хотелось применить имеющиеся разработки в области оптических приводов: опыт инженеров, интеллектуальную собственность. Во-вторых, рынок флэш-плееров почти инстинктивно отталкивал исполнительного директора Reigncom. Конкуренция, уже достаточно острая даже в то время, постоянно падающие цены как на комплектующие, так и на готовые устройства, моментальное копирование соперниками любых новых идей – такова была реальность этого рынка в то время (таковой она остается и сейчас). Ян Док Чжун с коллегами искали новые рынки, на которых сходу можно было бы занять доминирующие позиции. И они нашли их.

Был взят наиболее емкий и наиболее популярный компактный носитель на тот момент – компакт-диск. Решение было простым и изящным: научить плеер читать с этого носителя MP3-файлы. В случае успеха убивалось сразу несколько зайцев: получившийся аппарат мало чем отличался бы от стандартного Diskman-а, был бы знаком и понятен покупателю. Он мог бы проигрывать и стандартные CD-Audio диски, обеспечивая, таким образом, очень ценящуюся пользователями обратную совместимость. Наконец, емкость в районе 700 МБ оставляла 32-64 МБ флэш-плееры далеко позади, а сменность и доступность CD-носителей и вовсе оставляла последним немного шансов. Появление первых CD-MP3-плееров от iRiver совпало с распространением пишущих CD-приводов, выходом Windows XP – ОС со встроенной функциональностью записи на CD-диски. Наконец, в рукаве у iRiver был еще один козырь – компания работала над реализацией в своих устройствах возможности их пользовательской перепрошивки. Для значительной части тогдашней аудитории это был огромный плюс. В итоге успех нового устройства был предрешен.

Параллельно с разработкой «Diskman-а XXI века» компания Reigncom сделала еще несколько ключевых долгосрочных решений.

Во-первых, производство было решено разместить в Китае. Нельзя недооценивать смелость этого решения: корейские производители в те годы еще не доверяли китайскому качеству, предпочитали размещать свои заказы на отечественных заводах. Главным конкурентам iRiver – Samsung и Digitalway – понадобилось пять лет, чтобы понять и оценить преимущества, которые дает производство в КНР. Ключевым партнером Reigncom выбрала гонконгскую компанию AV Concept, крупнейшего в регионе дистрибьютора полупроводников. Выбор был не случаен – на прошлом месте работы в Samsung Electronics Ян Док Чжун занимал должность директора по направлению экспорта полупроводников и, без сомнения, руководство AV Concept было в числе его хороших знакомых.

Производить CD-MP3-плееры от Reigncom было решено на «дочке» AV Concept, имевшей завод в столице китайской электроники, городе Шэньчжен. Именно здесь долгие 4 года будут производиться устройства под торговой маркой iRiver.

Решив вопросы с производством, следовало озаботиться сбытом. Здесь тоже было принято судьбоносное решение – ключевым рынком для Reigncom должны были стать Соединенные Штаты Америки. Тогда это казалось совершенно разумным выбором, американский рынок намного превосходил другие региональные рынки и рос с огромной скоростью. Правда, новой марке, особенно иностранной, выйти на него было совсем непросто. Впрочем, амбиции компании тогда были достаточно скромны – стать OEM-поставщиком для крупного игрока. Таковым стала компания Diamond Multimedia, явный лидер MP3-рынка на рубеже 2000-2001 годов. Американская компания имела хорошие связи в Корее, а новые CD-MP3-устройства выглядели очень перспективно. Так продукция iRiver впервые появилась в Соединенных Штатах – под торговой маркой Diamond RioVolt.

Еще одним долгосрочным партнером iRiver стала американская Microsoft. Плееры iRiver/RioVolt одними из первых стали поддерживать тогда еще совсем новый формат WMA. Впоследствии американский софтверный гигант еще не раз будет использовать iRiver в качестве морской свинки для обкатки своих новых технологий.

Партнерство с Diamond Multimedia обеспечило iRiver стабильный сбыт ее продукции и спокойное, устойчивое развитие в течение двух лет. О развитии своей торговой марки компания не задумывалась. Ее CD-MP3-плееры продавались под маркой iRiver в Азии и Европе без каких-то дополнительных маркетинговых усилий – у этих продуктов тогда просто не было достойных конкурентов. Но всему хорошему рано или поздно приходит конец.

Сложно сказать, о чем думал Ян Док Чжун, глядя на анонс компании Apple Computers от 23 октября 2001 года. А специалист, по-настоящему знающий и чувствующий рынок, должен был увидеть грозовые тучи над горизонтом задолго до этого. PJB-100 Personal Jukebox, Creative Nomad Jukebox, Archos Jukebox 6000 – эти устройства, появившиеся в 2000-2001 годах, угрожали рынку CD-MP3 явно и недвусмысленно. Было очевидно, что появление Jukebox-ов с емкостью памяти, достаточной для хранения всей музыкальной коллекции, – это только вопрос времени. А после этого CD-MP3-плееры со стопками CD-R-«болванок» устаревают автоматически.

Тем не менее, iRiver продолжает «гнуть свою линию», выпуская модель за моделью новые CD-MP3-плееры. Пока в середине 2002 года не грянул гром: компания Sonicblue, в которую к тому времени превратилась Diamond Multimedia, отказалась от дальнейших закупок CD-MP3-плееров от iRiver. Причины – нестабильное финансовое положение заставляет американскую компанию оптимизировать затраты, и направление CD-MP3 стало «крайним».

Чтобы удержаться на американском рынке, который оставался для компании приоритетным, требовались решительные меры. Пришло время выходить в свободное плаванье, поднимать свой флаг. Казалось, у компании есть все для этого: производственная база, большой опыт разработок. Однако было одно «но» – американские ретейлеры и слышать больше не хотели о CD-MP3-плеерах.

На дворе стоял июнь 2002 года, и инженерам iRiver предстояло совершить чудо: создать устройство совершенно нового типа за три месяца. Однако этому предшествовало еще одно ключевое решение Яна Док Чжуна.

То, что с Diamond Multimedia – Sonicblue рано или поздно придется расстаться, никто в Reigncom и в iRiver не сомневался уже довольно давно. Всех беспокоил другой вопрос: как выжить без модного лейбла Rio? Глядя на успех только что вышедшего iPod, все более-менее понимали: нужен Дизайн. Оставался вопрос, где его взять.

В январе 2002 года в Лас-Вегасе проходила очередная CES, Consumer Electronics Show. На ней продукты iRiver не привлекли особенного внимания, компания не нашла там ни новых партнеров, ни новых покупателей. Тем не менее, Лас-Вегас января 2002 года стал отправной точкой для совершенно новой iRiver. Есть определенный символизм в том, что именно в столице азарта Ян Док Чжун сделал свою очередную ставку. Ставку, которая позволила ему выиграть для своей компании еще как минимум пять лет жизни.

 

Неподалеку от Convention Centre, где проходила CES, в одном из отелей Лас-Вегаса исполнительный директор Reigncom подписывал соглашение со своим соотечественником, Яном Кимом (Young Kim), исполнительным директором американской компании Innodesign. Оба директора вытянули счастливые билеты: компании, что называется, нашли друг друга.

Innodesign под руководством Яна Кима уже 16 лет занималась индустриальным дизайном, фокусируясь, главным образом, на потребительской электронике. MP3-плееры чрезвычайно гармонично вписывались в портфолио дизайн-ателье, и Яну просто не терпелось приступить к работе. Интерес и вера дизайнера были настолько велики, что он согласился на совершенно немыслимые условия iRiver: работать за процент от дохода. Ибо, как полушутя-полусерьезно признался Ян Док Чжун, денег на оплату его услуг у Reigncom тогда попросту не было.

В условиях жесточайшего прессинга по времени, навязанного компании, партнерство с Innodesign было для iRiver настоящим спасением. Спустя всего пару месяцев у Яна Кима уже был готов проект первого флэш-плеера. Видение дизайнера было простым: MP3-плеер – не компьютерная периферия и не бытовое устройство, это аксессуар, который всегда с тобой, который на виду, он должен быть изящным и миниатюрным, вызывать восхищение и восторженные взгляды. Первый флэш-плеер от iRiver имел форму призмы и, по тем временам, миниатюрные размеры. Инженерам iRiver пришлось попотеть, чтобы «запихать» всю схемотехнику в столь маленький корпус. В сжатые сроки им пришлось привыкать к совершенно новой схеме работы: дизайнер заказывает музыку, а работа инженера – воплотить его замыслы в жизнь.

С задачей специалисты iRiver справились на отлично, BestBuy остался доволен. За два года iRiver продал полтора миллиона «призм» – умопомрачительное число по тем временам.

А Ян Ким привозил в штаб-квартиру Reigncom все новые и новые образцы дизайна, запакованные в черную картонную коробку. Всего полгода понадобилось ему, чтобы превзойти самого себя и создать концепцию «судна», т.н. Craft – серию iFP-300. В 2003 году эти плееры стали в BestBuy лидерами продаж.

Казалось, Ян Ким действительно стал для iRiver царем Мидасом, превращающим в золото (точнее, в доллары) все, к чему он прикасается. Название компании Innodesign, лицо и подпись Яна Кима стали неизменно присутствовать на коробках iRiver как своеобразный знак качества.

Трудно переоценить, что значили для отрасли новые разработки iRiver. Форм-фактор серий iFP-100/300 на три года стал де-факто индустриальным стандартом. Именно эти плееры подтолкнули индустрию к отказу от расширяемой памяти в пользу большого объема встроенной в компактном дизайне. Функциональный пакет новых аппаратов – диктофон, радиотюнер с записью, линейный вход и MP3-кодирование – также стал стандартом качества для функциональности корейского MP3-плеера на ближайшие несколько лет.

Осенью 2003 года компания первой преодолела психологически важный барьер в 1 ГБ встроенной флэш-памяти. Преодолела красиво, выпустив великолепную серию iFP-500 в корпусе из магниевого сплава, с оптическим аудиовыходом.

Налицо было маленькое чудо: компания, опоздав на рынок флэш-плееров на четыре года, одним огромным прыжком всего за год оставила всех позади. Яну Док Чжуну следовало серьезно задуматься над этим успехом: через два года другая компания повторит это достижение, только в куда большем масштабе.

Успехи на флэш-рынке придали iRiver уверенности. Востребованность покупателями дизайна от Inno позволяла надеяться на успех в сегменте, все более и более популярном в Америке, – сегменте Jukebox-ов.

Хотя компания продолжала разрабатывать и выпускать CD-MP3-плееры, было очевидно, что на рынке Соединенных Штатов они не способны конкурировать с HDD-аппаратами на винчестерах объемом от 10-20 ГБ. Перед Яном Кимом и инженерами iRiver была поставлена задача: создать конкурента iPod. Задача была выполнена в привычные сжатые сроки: уже летом 2003 года на рынке появились первые Jukebox-ы от iRiver, серия iFP-100.

Это были очень хорошие аппараты, с богатой функциональностью, отличным дизайном, они имели эксклюзивные «фишки» наподобие оптического аудиовыхода. Но «убийцами iPod-а» они не стали. Почему?

Наблюдая за многочисленными и безуспешными попытками «убить iPod», эксперты за последние три года вывели следующую формулу «успешного киллера»:

1) Аппарат должен быть лучше iPod-а не в одной, не в двух, а во ВСЕХ областях: по дизайну, удобству управления и функциональности.
2) При этом он должен быть равен по стоимости iPod-у, а лучше быть дешевле.
3) Плеер должен быть частью комплексного решения онлайн-сервис + программа-менеджер + плеер, причем каждый компонент не должен уступать по качеству iPod + iTunes.
4) Продажи аппарата должны иметь мощную и качественную рекламную поддержку.

На сегодняшний день ни один производитель не предложил ничего подобного, и iHP-100 не стал исключением. Он имел неплохой дизайн и превосходил iPod функционально, но имел менее удобное управление. Программная оболочка от iRiver серьезно уступала iTunes в удобстве и функциональности и не была интегрирована с каким-либо музыкальным сервисом. Фирменный стиль iRiver в то время был довольно бесформенным, серьезной рекламной поддержки не было. Наконец, iFP-100 стоил дороже iPod-а.

В результате iFP-100 имел неплохие продажи, но не более. Хуже того, с его появлением обозначилась новая мечта iRiver, превзойти iPod, которая в конечном итоге приведет компанию к большим неприятностям.

Менее заметным анонсом на фоне iFP-100 стал igp-100, первый плеер на 1” жестком диске. В качестве носителя использовался 1,5 ГБ накопитель от Cornice. Аппарат продавался только на американском рынке.

Выход 4 ГБ iPod mini поставил крест на развитии этой модели, заставив Яна Кима и инженеров от iRiver вновь засесть за чертежные доски, готовя достойный ответ «супостату».
Большие планы в конце 2003. Выход на биржу

Осенью 2003 года iRiver показала публике обширный набор концептов, которым в 2004 году надлежало воплотиться в новые модели. Демонстрация производила сильное впечатление: должны были обновиться не только все текущие модели – ожидалось появление совершенно новых аппаратов.

Так, ожидалось обновление линеек iFP-300 (Craft) и iFP-500, причем новое поколение Craft (iFP-700 и iFP-800) должно было поддерживать интерфейс USB 2.0 High Speed, работать до 50 часов от одной AA-батарейки.

Кроме того, анонсировалось два PMP – портативных медиаплеера – PMP-100 и PMC-100. Причем PMC-100 работал под управлением новой мобильной ОС от Microsoft – Microsoft Portable Media Center. Появление видеоплееров стало возможным благодаря сотрудничеству iRiver с компанией Texas Instruments, разработавшей новое поколение аппаратных платформ для портативных устройств с поддержкой воспроизведения видео.

Еще одной хорошей новостью было объявление о выходе прошивок с поддержкой аудиоформата OGG, быстро набиравшего популярность среди технически продвинутой аудитории.

Для стороннего наблюдателя эти анонсы подтверждали статус iRiver как лидера рынка. Скептики предпочитали подождать развития событий: сможет ли стартап пяти лет от роду проглотить тот кусок, который он вознамерился откусить, было совсем неясно.

Сама компания была весьма довольна собой. Весь 2003 год прошел под знаком побед, и не только на фронте продаж. В середине года Reigncom наконец-то смогла разобраться с двумя висевшими на ней судебными исками от компаний MpMan и KoreaMedia. Обе эти фирмы были в числе первых производителей MP3-плееров, обе были выбиты с рынка (в т.ч. и тем же iRiver-ом), обе решили помахать кулаками после драки, предъявив к Reigncom претензии по поводу нарушения своих патентов. Иск KoreaMedia был отклонен корейским судом. С MpMan Reigncom поступила более изящно: проиграв в суде, просто-напросто купила истца вместе со всеми его патентами. Сделка обошлась недешево, зато Reigncom стала обладателем пакета ключевых патентов на саму концепцию MP3-плеера, зарегистрированных, в том числе, и в США.

Урегулирование судебных проблем позволило ей в декабре 2003 наконец-то выставить свои акции на KOSDAQ. Это дало компании значительные финансовые средства, которые она не замедлила пустить на новые проекты.

Говоря о том, почему iHP-100 не стал «убийцей iPod-а», тогда еще далеко не такого сильного, как сегодня, мы затронули вопрос невнятного фирменного стиля. С середины 2003 года руководство iRiver было озабочено подготовкой к ребрендингу. Наконец, в начале 2004 года новый фирменный стиль был представлен. Изменилось многое: написание названия компании – iRiver –> iriver, фирменные цвета – рубиново-красный вместо синего (здесь iriver предвосхитил многочисленные российские ребрендинги на пару лет), фирменный стиль. Последний стал чем-то напоминать стиль Apple: простота, строгость, обилие пустого белого пространства, провокационные фотообразы. Однозначно оценить новый образ было нелегко, хотя в PR-плане он был явно лучше того, что было раньше.

 

Важным, хотя и не рекламируемым изменением стратегии стал отказ от новых разработок по направлению CD-MP3. Устройства, с которых началась история компании, были признаны недостойными носить обновленный логотип. Все усилия отныне будут направлены на продвижение флэш- и HDD-устройств. Решение было логичным, спрос на CD-MP3-плееры в 2004 году стал стремительно падать по всему миру, за исключением развивающихся стран и России. Через год iriver и вовсе прекратил производство этого класса устройств, закрыв, таким образом, эту весьма важную страницу своей истории. Многие пользователи, особенно уроженцы бывшего СССР, до сих пор считают отказ от развития направления плееров на оптических накопителях ошибкой, им кажется, что переход на DVD мог бы продлить жизнь этого форм-фактора на приличный срок. Однако местный рынок цифровых плееров никогда не достигал объема, ради которого iriver имело бы смысл «напрягаться».

Еще, если вы помните, мы говорили о том, что у iriver не было интеграции с онлайновыми сервисами по продаже музыки. К решению этой проблемы компания также приступила: в январе было учреждена дочерняя компания Yurion, которая и должна была ведать организацией онлайн-сервисов. Первым таким сервисом стал Funcake – Интернет-магазин музыки, аналог iTunes. Тут Reigncom снова пригодилось партнерство с Microsoft: треки с Funcake предлагались к скачиванию именно в формате WMA DRM.

На фоне этих достижений, однако, нельзя было не заметить поначалу небольших, но все же очевидных проблем с главным направлением. Амбициозными анонсами в конце 2003 года компания поставила для себя определенную планку, преодолеть которую без потерь не получалось.

Во-первых, выход анонсированных устройств довольно сильно затянулся – от полугода для моделей iFP-700 и iFP-800 до более года для портативных медиаплееров.

Кроме того, выход едва ли не каждой новинки ознаменовали те или иные проблемы.

Ранние iFP-700 и iFP-800 из-за использования в них новых необкатанных чипов от Philips обзавелись проблемой «белого шума», постоянно присутствующего в звуковом канале. Кроме того, их USB 2.0 на поверку оказался пресловутым Full Speed со скоростью USB 1.1. Таким образом, iriver положил начало довольно неприглядной традиции введения пользователей в заблуждение в этом вопросе. Наконец, время непрерывной работы до обещанных 50 часов явно не дотягивало.

iFP-900 не только задержался с выходом почти на год, но и умудрился за это время потерять USB-хост, да и стоил необычайно дорого.

iFP-1000 так и не обрел популярности: идея встроить камеру в еще одно мобильное устройство с самого начала была дизайнерским капризом. Рассказывают, что она пришла в голову Яну Киму, когда iFP-100, старую призму, висевшую у него на шее, кто-то принял за цифровую камеру.

iHP-300 также появился с рядом программных недоработок. Кроме того, из-за страха перед RIAA аппарат поставлялся на американский рынок с отключенным USB-хостом, что приводило местных потребителей в бешенство. На программное воплощение обещанной в начале возможности смотреть на аппарате видео потребовалось немало времени, причем в прошивке, предназначенной для США, это так и не было реализовано. Не лучший способ завоевать любовь покупателей на ключевом для компании рынке. Немногочисленные, но крикливые «аудиофилы» жаловались на отсутствие в iHP-300 оптического выхода и ворчали, что iriver-де «испортился». Еще одной каплей дегтя был дешевый пульт ДУ без ЖК-дисплея – iriver начал экономить на мелочах.

Портативные медиаплееры появились на рынке слишком рано. Заоблачный ценник, отсутствие доступного для всех контента – все это обусловило весьма скромный спрос на эти аппараты. Особенно плохо пришлось PMC-100: концепция Microsoft Portable Media Center полностью провалилась.

Конечно, по отдельности все эти претензии можно было назвать придирками. iFP-700 и iFP-800 в итоге оказались добротными плеерами, достойной заменой iFP-300. iHP-300 был новаторским аппаратом, почти на год предвосхитил iPod Photo и до сих пор пользуется популярностью. Однако в сумме все эти мелкие недоработки давали повод тревожиться за судьбу iriver, порой возникало ощущение, что компания не справляется с ролью, которую взяла на себя.

Еще больше тревоги вызывала работа маркетингового подразделения. Оно и в прошлом принимало неоднозначные решения: так, первые CD-MP3-плееры, появившиеся в США под брендом iRiver, сопровождались слоганом «Sorry, Sony». Тогда этому еще можно было умиляться. В 2004 году в поддержку новых моделей и нового фирменного стиля iriver развернула довольно активную рекламную кампанию. Эта реклама была, безусловно, оригинальной, но на этом ее достоинства, по большому счету, заканчивались. Зато в перечень недостатков входили навязчивость, безвкусица и отсутствие единого стиля. Сегодня, вспоминая про рекламу от iriver, жители США в шутку говорят, что подходящим слоганом для нее было бы «We’ll demolish your house if you don’t buy iriver products» (мы снесем твой дом, если ты не купишь продукцию iriver). Смягчало впечатление только то, что увидеть эту рекламу было непросто: на по-настоящему масштабную кампанию iriver решила не тратиться.

В комплексе все это не оставляло впечатления почерка большого игрока, которому iriver должен был научиться, чтобы соответствовать своим амбициям. Особенно это было заметно в сравнении с безукоризненно работающей машиной Apple Computers.

Последняя именно в 2004 году сделала мощнейший залп, выпустив модель iPod mini, по стоимости приближающуюся к дорогим флэш-плеерам, но несущую на борту 4 (а позже и 6) ГБ памяти в форме 1-дюймового винчестера.

Результат упорной работы коллектива iriver был представлен публике в конце 2004 года.


Модель h10 – микродрайв на 5 ГБ, цветной дисплей, управление с использованием сенсорной полосы плюс привлекательный дизайн. h10 – пожалуй, один из самых сильных конкурентов iPod mini на то время. Большую работу проделал Ян Ким, создав весьма интересный дизайн. Большую работу проделали и инженеры, впервые для iriver создав аппарат на «iPod-овской» платформе PortalPlayer с сенсорными элементами управления.

Казалось, наконец, в руках iriver оружие, с которым она сможет бороться с Apple на равных, ведь именно iPod mini приносил тогда американской компании львиную долю продаж.

В этом была убеждена и сама iriver: ее сотрудники воинственно раздували ноздри и с нотками снисходительности в голосе рассказывали о том, как сотрут iPod в порошок.

Что было нужно для этого? Во-первых, нужно было прикрыть h10 сверху, обновив линейку Jukebox-ов. Во-вторых, нужно было упредить Apple во флэш-сегменте, слухи о появлении iPod на флэш-памяти в ближайшем будущем ходили уже очень активно. Наконец, нужно было поддержать продажи ХОРОШЕЙ рекламой. Ну, и не следовало забывать об онлайн-сервисах.

Из этих задач iriver худо-бедно справился только с последней, да и то опять лишь с помощью Microsoft. Будучи не в силах развивать свой Funcake за пределами Кореи, iriver поспешил под защиту к американской компании, став одним из первых участников ее нового эксперимента. PlaysForSure – комбинация многочисленных Интернет-магазинов участников программы, оболочки Windows Media Player и так же многочисленных портативных аудиоустройств. Концепция серьезно уступала iTunes и в ясности, и в удобстве, и в популярности, но выбора у iriver, в общем-то, уже не было. Зато сам Билл Гейтс покрутил h10 в руках во время одного из своих выступлений.

В плане продуктовых решений iriver выбрала не лучшую стратегию. Она решила пойти по пути Apple и смасштабировать h10, соответственно, в большую и меньшую сторону. Однако более простой дизайн iPod масштабируется не в пример лучше дизайна h10, да и дизайн того же iPod Shuffle или iPod mini все же отличается от дизайна «большого» iPod-а. С h10 jr, вариантом h10 на флэш-памяти, и вовсе получилась «стрельба в молоко»: все ждали от Apple «навороченного» плеера, а та выпустила максимально упрощенный Shuffle.

Когда мы говорили о положении iriver в прошлые годы, мы упоминали ошибки, большие и малые, которые привели компанию от триумфа 2003 года к весьма непростой ситуации середины года 2005.

Однако за то, что произошло осенью этого года, винить руководство Reigncom никак нельзя. Появление iPod nano было сродни стихийному бедствию, урагану, прошедшему по территории Кореи, Тайваня и Китая, оно было обстоятельством непреодолимой силы. Никто не был способен ничего противопоставить этому.

Если в чем-то и можно упрекнуть iriver, так это в том, что этот сильнейший удар компания встретила практически без ресурсов, без запаса прочности. Под ресурсами можно понимать и просто деньги, и лояльность потребителей, и силу бренда, и творческие наработки. Из всего этого перечня у iriver, по большому счету, было только последнее. Это был концепт u10, аппарата, на который компания сделала свою последнюю ставку.

В течение 2006 года рынок ускользал от iriver, словно песок сквозь пальцы. Каждая ошибка прошлого больно отзывалась в настоящем.

Поспешное сворачивание развития направления PMP после не очень удачного старта PMP-100?

Получите потерю стремительно растущего рынка PMP в Корее вместе с DMB, GPS и прочими перспективными рынками. А также потерю перспектив на этом рынке в Европе и США, где уже начали неплохо обживаться другие корейские PMP-производители, наподобие Digital Cube.

Имеем быстрое падение интереса к бренду в США, где этот форм-фактор традиционно наиболее любим. Здешние пользователи быстро нашли для iriver замену в лице Cowon, предусмотрительно не снимающего свои старые Jukebox-ы с производства.

В итоге, руководство iriver оставило впечатление азартных игроков, сделавших несколько удачных ставок, не сумевших с умом распорядиться выигранным и в итоге потерявших все. А ведь возможности приходят ко всем, но мудрость и лидерские качества руководителя оценивают по тому, как он распорядился ими. Мог ли iriver, если бы обстоятельства сложились по-иному, стать настоящим глобальным брендом? Кто знает, но… навряд ли.



Официальный сайт: http://www.iriver.com
Найти бесплатные инструкции по эксплуатации для бренда iRiver