Поисковик Inktomi был основан в 1996 году двумя учеными Университета Калифорнии в Беркли Эриком Брюером (Eric Brewer) и Полом Готье (Paul Gauthier). Работая над проектом, финансируемым из федерального бюджета, ученые искали способ достигнуть суперкомпьютерной власти по микрокомпьютерным ценам.
Коммерческим проект стал после индексации 1.3 миллионов документов всемирной паутины. Первым серьезным клиентом стала компания HotBot, которая искала мощный движок для своей поисковой системы. Вскоре компания Inktomi решила самоустраниться с поля борьбы за популярность, и вплотную занялась предоставлением результатов своего поиска для других поисковых систем. Это был удачный ход, после того как Inktomi стала предоставлять свои результаты для Yahoo, ее рейтинг стремительно стал увеличиваться. Не стоит забывать о том, что происходило это в переломный момент истории Интернета, в легендарных девяностых, когда никому не известная компания могла резко взлететь на виртуальный Олимп.
Многие поговаривали, что своей популярностью поисковая система не в последнюю очередь обязана своему названию. Бренд Inktomi - происходит от легенды индейцев племени Лакота, о хитроумном паукообразном существе, которое побеждало своих противников с помощью остроумия и находчивости. Это прямая ссылка на программу-спайдер, которая ползает по сайтам в сети.
В 2000 году компания заявила об улучшении системы регионального поиска. Региональный поиск раньше страдал недостаточной релевантностью результатов поиска. Если использовать простую фильтрацию по языку и выдавать результаты в алфавитном порядке, возникает проблема использования одного и того же языка разными регионами. Например, испанский язык используется как испанцами, так и латиноамериканцами, количество страниц относящихся к латиноамериканскому сектору намного больше, чем к испанскому. Получается, что если испанский пользователь что-то ищет, то ему будет выдаваться на первых страницах результатов поиска большое количество ресурсов, которые к Испании никакого отношения не имеют.
В Inktomi решили эту проблему за счет учета региональной принадлежности ссылок ведущих на сайт. Т.е. скорее всего каждому ресурсу будет назначен свой ID, который будет отвечать за региональную принадлежность, и далее будут учитываться региональная принадлежность внешних ссылок. Тим Мейер, менеджер поисковой системы Inktomi, заявил на презентации посвященной обновлению системы поиска - "Результаты регионального поиска будут более релевантными для наиболее общих запросов".
Постоянными партнерами поисковика Inktomi являются такие сетевые гиганты, как: HotBot, AOL Netfind, Yahoo, ICQ, iWon, GeoCities, Search MSN, GoTo. Но в последние несколько лет www.Inktomi.com, вследствие неправильной политики развития, был несколько потеснен с занимаемых позиций и куплен поисковиком Yahoo. Сделка купли – продажи состоялась 23 декабря 2002 года, сумма сделки составила 223 миллиона долларов. Поглощение более крупной компанией, стало для Inktomi настоящим спасением перед лицом неминуемого банкротства. За 2 года в Inktomi уволили 88% служащих и отказались от большинства направлений деятельности, вернувшись, в итоге, к тому, с чего все начиналось - обеспечении поиска для веб-сайтов. Сейчас в Inktomi 140 служащих, и Yahoo сохранило большую часть рабочих мест.