Поисковая система HotBot дебютировала в мае 1996 года и обрела множество поклонников благодаря качеству и охвату своих поисковых результатов, которые в то время обеспечивались Inktomi. HotBot также привлек внимание опытных пользователей Интернета и программистов, особенно благодаря необычным цветам и интерфейсу, которые и сегодня продолжают быть отличительной чертой поисковика.
HotBot обрел большую известность, когда стал использовать результаты поисковой системы Direct Hit в 1999 году. Direct Hit была одной из нашумевших поисковых систем, появившихся в то время. К сожалению, качество результатов поиска Direct Hit не могло соперничать с другой появившейся в то время поисковой системой - Google. Популярность www.HotBot.com стала снижаться. Хуже того, HotBot также пострадал после того, как был приобретен компанией Lycos (ныне Terra Lycos). Lycos получил поисковую систему HotBot, когда купил Wired Digital в октябре 1998 года. Lycos не сумел сделать поиск приоритетом своего сайта, поскольку сосредоточился на создании портала. Но на этом история поисковика не закончилась. Компания вновь сфокусировала внимание на поиске в конце 2001 года, делая существенные усовершенствования на сайте Lycos и, как было отмечено, перезапустила HotBot в конце 2002 года.
Революционные изменения, произошедшие в поисковике, были презентованы компанией Terra Lycos в октябре 2002 года. Первое, что видно при взгляде на обновленный HotBot - это модный в настоящее время минималистский интерфейс. Сначала он появился у системы Google и постепенно завоевывает популярность у других поисковых систем. Теперь главная страница www.Hotbot.com содержит логотип поисковой системы, строку поиска и небольшую область со ссылками на страницу настройки поисковых фильтров. Раньше эти настройки находились непосредственно на главной странице HotBot, отпугивая неопытных пользователей. Кроме этого, повысилась и скорость поиска.
Однако изменения в HotBot не ограничиваются сменой дизайна. Отныне HotBot представляет собой метапоисковую систему - кроме использовавшегося ранее движка Inktomi поиск можно осуществлять при помощи систем Google, Fast Search & Transfer (FAST) и Teoma. Единожды сделав запрос, можно переключаться между доступными поисковыми движками, сравнивая результаты. Результаты поиска от разных систем не смешиваются, а выдаются в той же последовательности, что и на основных серверах поисковой системы, по базе данных которой осуществлялся поиск.
Интересной возможностью является настройка внешнего вида страниц поисковой системы HotBot с помощью специальных интерфейсных тем. Фильтры позволяют производить отбор результатов поиска по языку, географическому местоположению, сайту, типу контента (музыка, графика и т.д., всего четырнадцать типов плюс возможность самостоятельно задавать расширение искомых файлов). Человеку, разобравшемуся в настройках, эти фильтры окажут неоценимую услугу.
Так называемые платные ссылки, а именно результаты поиска, предоставленные Pay-Per-Clic поисковыми системами, выдаются перед результатами поиска и отмечены как: "Sponsored Links". Поставщиком платных ссылок является Overture. В блок "Sponsored Links" попадают до 5 первых результатов от Overture. В правой части экрана, в области помеченной как "Sponsored Links", размещаются рекламные объявления программы:Lycos InSite AdBuyer (внешне они похожи на объявления Google AdWords). Выдается до 3-х рекламных объявлений.
Благодаря этим нововведениям, поисковая система HotBot, снова выходит на арену борьбы за первенство среди поисковиков.