21 августа 1973 года в еврейском семействе интеллигентов по фамилии Брин, живших на тот момент в Москве, родился наследник, которого отец Михаил и мать Евгения нарекли Сергеем. Необходимо отметить, что начиная с 1970 года, стартовала крупномасштабная миграция евреев с территории тогда ещё Советского Союза. Михаил Брин принял решение – в 1979 года всё семейство переехало на постоянное место жительства в США, в город Мэриленд. Маленький Сергей легко адаптировался в чужой стране и с отличием окончил школу, а затем и Университет Мэриленда, в котором работал его отец. Обладая невероятной тягой к знаниям, Брин отправился в штат Калифорния, где продолжил обучение в Стэнфордском университет. Там-то и началась история превращения еврейского мигранта в американского миллиардера.
В аспирантуре мэрилендского Университета Сергей познакомился с парнем по имени Лари Пейдж, вместе с которым в 1996 году запустил небольшой поисковый сервис BackRub, функционирующий на базе оборудования учебного заведения (позже Брин установил дополнительный сервер, общая ёмкость винчестеров которого составляла 1 Тб, прямо в комнате общежития), и считавшийся одной из тем научных работ аспирантов. Система поиска была поистине уникальной, в её основе лежал процесс ранжировки найденных страниц по количеству их популярности и точности совпадения запроса.
Со временем о проекте стало узнавать всё больше и больше пользователей, соответственно увеличилась и нагрузка на техническую базу Университета. А когда ежедневная посещаемость BackRub достигла 10 000 уникальных посетителей, руководство учебного заведения поставило Брину ультиматум – либо он закроет проект и продолжит обучение, либо ему придётся покинуть Университет. “В какой-то момент мне пришлось делать выбор: начинать свое дело или продолжать учебу”, - говорит Сергей Брин.
Решающей оказалась встреча Сергея с Энди Бехтольшаймом, одним из основателей Sun Microsystems (разработчик Java Machine). “Это очень интересно, - прервал его Энди, когда Сергей начал демонстрировать ему возможности своего поисковика, - но я очень спешу. Как, вы говорите, называется ваша компания?”. А через 5 минут Брин держал в руках чек достоинством 100 тысяч долларов, выписанный на имя тогда ещё несуществующей компании Google. Уже через неделю Сергей Брин и Лари Пейдж официально зарегистрировали Google Inc., обладающую уставным фондом в 1 000 000 долларов.
Все имеющиеся финансы парни пустили на организацию бизнеса и усовершенствование поисковой машины, а реклама шла сама собой, ведь на тот момент аналогов Google просто не было. Через полтора года со дня основания компания вышла на первое место по уровню приносимой прибыли, ещё через год капиталы компании превысили 100$ миллиардов. Американская молодёжь даже стала употреблять выражение «делать Google», означающее заниматься не совсем определённым видом деятельности, зарабатывая при этом огромные деньги.
Поисковик Google был основан двумя аспирантами Стэндфордского университета Лари Пейджем (Larry Page) и Сергеем Брином (Sergey Brin). Их основной работой был поиск нужной информации в массивах данных.
В 1996 г. они начали сотрудничать с поисковым сервером BackRub, который работал по принципу «back links» (т.н. обратные ссылки). Эта формула определяла количество ссылок ведущих на заданный сайт. Создатели справедливо решили, что на популярный и интересный сайт ссылаться будут гораздо чаще, чем на скучный и полумертвый ресурс.
Уже в сентябре 1998г. Пейдж и Брин, собрав около одного миллиона долларов инвестиций, регистрируют поисковую систему Google как юридическое лицо. Даже в бета-версии поисковик Google обрабатывал 10 000 запросов в день, показывая высокую релевантность запросам. Дальнейшая история развития поисковой системы Google, по своей стремительности, напоминает взлет ракеты.
Февраль 1999-го года – 500 000 запросов в день. На популярный поисковик обращает внимание мастодонт Интернета AOLNetscape выбрав Google своим поисковым сервером. Поисковик Гугл преодолел барьер в 3 миллиона запросов в день. 26 июня Google и Yahoo объявляют о своем сотрудничестве, результат – 18 миллионов запросов в день. К концу 2000 года - 100 млн.
Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д. Например, поиск intitle: Google site:seoexp.com даст все статьи расположенные на этом ресурсе, на всех языках, в заголовке которых встречается слово «Google» .
В активах компании сотрудничество с крупнейшими Интернет-корпорациями, множество наград, и любовь пользователей. Слагаемых успеха поисковой системы Google – три.
Первое – крайне релевантный алгоритм поиска. В отличие от большинства поисковых систем Google не использует программы с механизмом мета поиска. Она анализирует все содержание каждой web-страницы, шрифт и место расположения всех заданных слов. В случае запроса фразой несущей смысловую нагрузку, выдается ссылка на главную страницу сайта, посвященного указанной теме. А не просто на статьи, содержащие отдельные слова из текста запроса.
Второе - крайне дружелюбный к пользователям интерфейс. Пользователь, впервые попавший на сайт поисковой системы Google, удивится чистому окну, не содержащему ничего кроме строки поиска. Это позволяет загружать его гораздо быстрее конкурирующих поисковиков. Следуя современным традициям, Google разрешает любому познакомиться с исходным текстом его программного обеспечения и предложить свои улучшения.
Третье – поисковая система Google подчеркнуто некоммерческий проект. Задумывался и создавался он без всякого бизнес-плана, реклама никогда не была основной статьей доходов. Выступая всегда очень ненавязчиво и контекстуально. А основной целью создателей поисковой системы Google была и остается мечта – создать бесконечно огромную базу данных для поиска.
Поисковая система Google 19 августа 2004 года, начала продажу своих акций на фондовом рынке (IPO), то есть стала публичной. Разошлись почти 20 миллионов акций на общую сумму в 1,67 млрд. долларов США. Собственно Google достались только $1,2 миллиарда. Компания продала не все принадлежащие ей ценные бумаги: у поисковика Google есть ещё более 250 миллионов акций, которыми она вольна распоряжаться по своему усмотрению. Google выпустила акции двух типов: обычные (Class A, всего 33,6 миллионов штук), которые перепродаются теперь в системе NASDAQ, и привилегированные (Class B — 237,6 миллионов штук), хождение которых ограничено «стенами» компании. Каждая привилегированная акция при голосовании может уравновесить десять обычных. 30 августа 2004 года, на специализированных торговых площадках начались торги опционами компании Google.
Для удобства пользователей Google постоянно создает новые плагины и сервисы, вот некоторые из них:
- Google Toolbar для IE - Этот плагин для браузера Internet Explorer представляет собой панель поискового сервиса Google. Кроме поиска Google, Toolbar добавляет браузеру и другие полезные функции: автоматическое заполнение web-форм, подсветка найденных результатов при поиске на открытой на web-странице, блокирование всплывающих окон. Поиск по категориям (графика, софт, музыка и др.). Панель можно настроить по своему усмотрению, добавить или убрать с неё кнопки, выбрать регион поиска.
- Русская версия Google Toolbar для IE.
- Google Toolbar для Firefox.
- Google Deskbar.
- LostGoogles – эта маленькая программка значительно расширяет функциональность самого популярного поискового сайта. Мало того, что LostGoggles выдает больше информации, так она ещё и показывает фотографии искомых страниц. Она размером 300 КБ и устанавливается на браузер IE 5.0 или более поздних версий.
- Google Earth - модель планеты Земля, созданная при помощи спутниковых снимков.
- Picasa - это программа, созданная Google, для работы с цифровыми фотографиями. Аналог Adobe Photoalbum, Elements, но главное отличие Picasa в том, что она бесплатна.
- Google Talk – интернет-пейджер и интернет-телефон.
- Google Maps -Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны). С сервисом интегрирован бизнес-справочник и карта автомобильных дорог. Включающая в себя поиск маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Гонконг, Китай, Великобританию, Ирландию и некоторые районы Европы.
С историей существования поисковика Google, как и с историей любой другой крупной компании, связано большое количество скандалов. Конечно, большинство этих скандалов преследуют чисто рекламные цели, но такова – уж история почти всех поисковых систем.
29 января2004 года адвокаты компании Google отправили письмо владельцам поисковика «для взрослых» Booble с требованием закрыть пародийный сервис. В заявлении представителей Google говорится о том, что Booble нарушает авторские права компании. Booble — это поисковик по эротическим сайтам и товарам, интерфейс которого в точности повторяет интерфейс Google, за исключением логотипа, который, хоть и напоминает лого Google, но сделан с отражением «особенностей» поисковика. На данный момент дизайн сайта не имитирует Google.
20 июля 2004 года бывший операционный директор Google Брайан Рид обвинил поисковую компанию в дискриминации по возрастному признаку. В феврале этого года Рид был уволен, как он утверждает, из-за того что не соответствует корпоративной культуре, главными элементами которой являются молодость и энергичность. Рид, которому сейчас 54 года, в эту картину не вписывался. Потеряв работу, менеджер лишился зарплаты в 200 тысяч долларов в год, а также 119 тысяч опционов, которые можно было превратить в акции из расчета по 30 центов за штуку. Учитывая, что цена акций Google на аукционе составит от 108 до 135 долларов за штуку, Рид лишился неплохого состояния, поэтому в своем гражданском иске он просит суд обязать Google возместить ему нанесенный материальный и моральный ущерб.
7 апреля 2004 года новый почтовый сервис Google, ещё не успев приступить толком к работе, столкнулся с претензиями на собственное имя. Бренд Gmail оказывается уже на протяжение 2 лет используется одной английской фирмой. Представители компании Market Age заявляют о том, что ещё в июне 2000-ого года они начали использовать брэнд Gmail. В связи с очевидным преимуществом на право владения имени, английская компания собирается отстаивать его вплоть до судебного разбирательства. Это обстоятельство, впрочем, нисколько не смущает юристов Google. Перед открытием почтового сервиса они тщательно изучили вопрос регистрации, и не обнаружили, что брэндом Gmail владеет какая-либо фирма.
В мае 2004 года иск к компании вчинили родственники американского математика Эдварда Казнера, который придумал термин googol, обозначающий число единицу со ста нулями. Именно от этого термина произошло название Google.
6 июля 2004 — Продолжается судебная тяжба между крупнейшим поисковиком Google и небольшой фирмой по производству программного обеспечения Affinity Engines за права на использование некоторых программных технологий. Бывший сотрудник Affinity Engines Оркут Бюйюккоктен (Orkut Buyukkokten), работающий ныне в Google, обвиняется в том, что использовал разработанный им ранее программный код для создания социальной сети Orkut.com. Данный сервис принадлежит Google и предназначен для онлайнового общения. В качестве доказательств истцы приводят похожие по тексту строки в оформлении Orkut.com и в продукции Affinity Engines. Замечено также около 10 технологических ошибок, совпадающих с ошибками в продуктах Affinity Engines. Тем временем, представители Google утверждают, что не раз предлагали привлечь независимых экспертов, чтобы провести анализ программных кодов. Однако, Affinity Engines ни разу не согласилась с этим предложением.
23 марта 2004 года жителю Калифорнии Майклу Брэдли придется предстать перед судом по обвинению в вымогательстве. Как сообщает Silicon.com, мужчина требовал от поискового гиганта Google выплаты 100 тысяч долларов США. В случае невыполнения требований подозреваемый угрожал разослать спамерам программу, генерирующую фальшивые клики на рекламных баннерах Google.
31 марта 2004 года малоизвестная компания Digital Envoy подала в суд на корпорацию Google, обвинив поискового интернет-гиганта в нарушении лицензионного соглашения от 2000 года. Соответствующее исковое заявление было зарегистрировано в начале этой недели в окружном суде северной Джорджии. Фирма Digital Envoy занимается разработкой и продажей программного обеспечения, посредством которого владельцы тех или иных веб-ресурсов могут по IP-адресу посетителей устанавливать их географическое местонахождение (термин Геолокация (geolocation)). Это позволяет динамично изменять содержимое страницы и отображать рекламу, соответствующую каждому конкретному региону.
29 января 2004 года. В США начато очередное судебное разбирательство, касающееся рекламной технологии поисковика Google, предусматривающей вывод рекламы в результатах поиска по определенным ключевым словам. На этот раз иск с целью защиты прав на торговую марку подал американский производитель обоев и жалюзи, компания American Blind and Wallpaper Factory. Эту компанию, как и другие в аналогичных судебных исках, не устраивает то, что в результатах поиска Google по ключевым словам Amеrican Wallpaper и American Blind выводится реклама конкурирующих фирм.
Сейчас поисковая система Google регистрирует ежедневно около 50 млн. поисковых запросов и индексирует около 8 168 684 336 web-страниц. Google может давать информацию на 101 языке. На конец августа 2004 года, компания состояла из 132 тыс. машин, расположенных в разных точках планеты.
Что такое Google?
"Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает нашу задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.
Контакты компании Google
Штаб-квартира Google расположена в сердце Силиконовой долины.