«Моя коллекция - это исповедь, признание, продолжающаяся от первого наброска до первой примерки. Во время примерки все становиться очевидным, обретает плоть. Тут важны жест, походка, шуршание ткани. Коллекция - это своего рода рассказ: с прологом, с сюжетом, эпилогом и, может быть, даже с моралью».
«...Бледные тона всегда ассоциируются у меня с Санкт-Петербургом, куда совсем молодым, еще студентом, по дороге домой из Финляндии я приехал на автобусе. Этот город, закованный льдом, назывался тогда Ленинградом».
Джанфранко Ферре (Gianfranco Ferré). Родился 15 августа 1944 года в Италии. Его дед занимался производством велосипедов, а отец был инженером... В юности он получил образование архитектора. Возможно, знания зодчего помогли сделать первый шаг на пути к славе. Но в дальнейшей жизни занимался дизайнерской деятельностью.
Однажды юный Джанфранко, почти в шутку, придумал и смастерил украшения. Он придумывал и мастерил различные аксессуары: кожаные браслеты, ремни и другие безделушки. Эти безделушки понравились и их стали заказывать специально. Сначала Ферре создавал украшения и аксессуары из кожи.
Его жизнь сильно изменилась после того, как однажды подруга детства, Иза Бертолини познакомила Ферре с четой Лимонта, - владельцами одного из самых популярных в Милане бутиков Biffi. Джанфранко предложили создать для фешенебельного итальянского магазина небольшую коллекцию изделий из кожи. Он сначала отказывался, ссылаясь на предстоящие вскоре экзамены, но потом уступил уговорам. Изделия Ферре - юбки и жилеты - были раскуплены в считанные дни. Ферре забросил работу архитектором и начал совершенствовать себя как дизайнера.
Хозяйка бутика, оценив мастерство юноши, решила передать парня «в хорошие руки» и познакомила с маркизой Илеаной Спинала. Одно из изделий Ферре заметила на сестре маркизы журналистка итальянского журнала Vogue Анне Пиаджи. Эта великолепная вещь настолько поразила Анне, что она сразу же захотела встретиться с автором. Работы Ферре ее не разочаровали, и спустя некоторое время она заказывает Джанфранко аксессуары для большой фотосессии в Нью-Йорке.
Ферре заметили как талантливого дизайнера, и итальянские фирмы стали активно приглашать его к сотрудничеству. В 1971 году он работает с Oaks, создает юбки - парео, которыми можно было украшать интерьер. Затем разрабатывает коллекцию трикотажа для небольшой фирмы UP.2.90, специализирующейся на «рафинированной клиентуре». Одна из его коллекций даже была представлена в Палаццо Реале в Милане. Имя Ферре приобретает вес в мире итальянской моды, но он не дает себе отдыхать: работает сразу с несколькими фирмами, отслеживая весь процесс производства, от запуска до выхода готовой продукции.
Тогда же Ферре заключил контракт, который можно считать решающим шагом в карьере 25-летнего модельера, с генуэзской фирмой, производящей линии верхней одежды Courlande и плащи San Giorgio. Модельер придумывал для своих пальто и плащей такие «фишки», которые отличали его изделия от других. Старейший итальянский модельер Мария Пецци еще тогда отметила молодого дизайнера: «Среди молодых талантов был один архитектор, о котором я знала только то, что его зовут Джанфранко Ферре... Меня потрясли его спортивные пальто, особенно группа пальто с вшитым в них рюкзаком. Без сомнения, его ожидало большое будущее».
А пока фирма предложила Ферре заниматься линией одежды Ketch, остромодной по стилю, но дешевой по цене. Производство таких вещей возможно только в странах третьего мира, поэтому, чтобы проконтролировать весь процесс работы, в 1972 году дизайнер отправляется в Индию. Три года, проведенные там, обогатили не только творческий, но и управленческий опыт работы. За это время он досконально изучает все циклы швейного производства и разнообразные ручные текстильные ремесла техники ткачества.
Когда в конце 1975 года Ферре возвращается в Италию, его приглашает к себе модельером Франко Маттиолы - производитель одежды под лейблами Baila и Dei Mattioli. Джанфранко стал работать над первой своей полноценной коллекцией для Baila by Ferre. «Я стал модельером скорее благодаря долгому опыту работы на Востоке, чем в проектной мастерской. После Индии в моей голове начал оформляться образ моей героини. Новый буржуазный городской стиль». Героиня Ферре, «царственная, аристократка, бесподобная в своей изощренной простоте и истинной роскоши». В 1978 году они организовывают компанию Gianfranco Ferre.
Первую коллекцию одежды Джанфранко Ферре представил в 1978 году. Успех первой же коллекции превосходил все ожидания. «Именно с этого момента по-настоящему начался отсчет моей деятельности в моде», считает Ферре. Следом вышла и мужская коллекция.
Однако это было только начало.
22 июля 1986 года дебютировала коллекция Высокой моды Ферре на показах Alta Moda в Риме. Восторженные журналисты писали об этом показе: «Триумфальный успех. Джанфранко Ферре соединил современную технологию со старинным искусством рукоделия». 70 авторских моделей, объединенные серым цветом, изредка разбавляемые белым, красным и черным цветом. Платья, вышитые стразами, ручная вышивка, русский соболь, крокодиловая кожа... Роскошная элегантность и элегантная роскошь».
В 1988 году запустил первую коллекцию высокой моды.
В 1989 году президент группы LVMH Бернар Арно предлагает Ферре занять место художественного руководителя Дома моды Dior , вместо царствовавшего Марка Боана. Итальянец - модельер известнейшего французского дома мод! Публика восприняла эту новость как вызов. Но время показало, что Бернар Арно не ошибся. Ферре удалось вернуться к истокам Дома Dior, он смело соединяет былую классику с виртуозно-пышной роскошью.
Ровно через три года, после первой коллекции Высокой моды, 22 июля 1989 года Ферре представляет коллекцию от кутюр Дома моды Кристиана Диора. После показа девяностолетняя Маргарет Карре, правая рука Диора, заявила: «Диор вернулся, я почувствовала, как он ожил на этом подиуме». А неделю спустя, в музее Гальера, в официально-торжественной обстановке Джанфранко Ферре премировали «Золотым наперстком». Эта престижная французская награда впервые вручалась иностранцу.
С этого момента Ферре стал знаменитым модельером, признаваемым во всём мире.
Джанфранко Ферре, раз и навсегда покоренный традициями дома Dior, не культивирует «сдержанности», характерной для Валентинo или Армани. В его коллекциях, роскошь - желанная гостья. Возможно, поэтому его вклад в процветание итальянской и мировой моды нельзя не заметить.
Восемь лет спустя, когда Ферре был на вершине славы, контракт с Dior неожиданно не был возобнавлен. По Парижу поползли слухи о ссоре между модельером и президентом LVMH. Однако все версии, предложенные газетчиками, были неверны. 8 октября 1996 года, в день показа своей последней коллекции pret-а-porter для Christian Dior в Карузель дю Лувр Джпнфранко Ферре все объяснил: модельер Dior не может руководить собственным домом Мод, который у Ферре был в Милане. Модельер, полюбивший стиль от Dior неожиданно заявил: «Я больше никогда не буду создавать моду Haute Couture. Ни под своим именем, ни под чьим-либо другим. Подобное удовольствие можно доставить себе лишь в Париже, в Доме Dior».
Впрочем, свое обещание кутюрье выполнил только отчасти. Вскоре Ферре начал регулярно создавать изысканные вечерние туалеты. Выпуск линий pret-a-porter de luxe под собственным грифом кутюрье объяснил прессе следующим образом: «Годы, проведенные у Dior, оставили мне огромный багаж. Это и опыт, и любовь, и страсть, и дружеские взаимоотношения, как с сотрудниками, так и с клиентами».
Им была запущена парфюмерная линия. Первый аромат назывался Ferré by Ferré.
В 1995 году Ферре запустил первую коллекцию женских и мужских джинс.
В 1998 году открыл два бутика в Лондоне.
В конце 90-х началась настоящая экспансия итальянском моды во всем мире. Такому повороту событий в немалой степени способствовали резко изменившиеся запросы женщин - теперь нужна была современная одежда по разумным ценам. Ферре смог использовать эту ситуацию в полной мере. В своей миланской студии он создает одежду, отталкиваясь, в первую очередь, от материала, а не от эскиза. Прикалывая образцы на большое панно, он решает, из чего родится костюм, из чего - новая белая блузка... Прямой по характеру, максимально требовательный по отношению к своим сотрудникам, он сам может работать по 14 часов в день. Фирма Ферре, наряду с Valentinо, Armani и Versace, обеспечила итальянской моде всемирный успех. Однако самому кутюрье больше по вкусу творения Карла Лагерфельда и Йоджи Ямамото.
В 2000 году фирма была продана Тонино Перну (Tonino Pernu). Весной этого года сенат Милана назначил Джанфранко Ферре президентом Академии изящных искусств. И это должность досталась ему по праву. 6 раз Ферре признавали лучшим дизайнером Италии.
В марте 2007 года ДжанФранко Ферре стал президентом Академии изящных искусств в Милане.
К огромному сожалению, 18 июня 2007 года на 63 году Джанфранко Ферре ушел из жизни. Причиной смерти 62-летнего дизайнера стало обширное кровоизлияние в мозг. В последние годы Ферре страдал от диабета и уже перенес два инсульта. Приемник известного модельера будет определён не раньше октября. Тонино Перну, владелец бренда Ferre, надеется найти достойного приемника внутри компании.
Ферре был одним из известнейших дизайнеров мира. В Италии Джанфранко Ферре называют "архитектором" не только потому, что у него архитектурное образование, но также и за строгость стиля созданной им одежды. Строгость, простота и четкость линий - стиль, который стал визитной карточкой Ферре.
Сейчас престижный логотип GFF - гарантия хорошего вкуса, современного дизайна и высокого стиля. Модельер несколько раз обьявлялся лучшим дизайнером года, он обладатель множества престижных наград.
Девиз Ферре: «Каждый день начинать что-то новое, отвечать потребностям современного мира и индустрии дизайна, не быть жертвой своего "я", не воспроизводить одежду прошлого».