Многие товары, которые украшают нашу повседневную жизнь, или же, наоборот, становятся источником постоянного беспокойства, имеют весьма запутанную историю происхождения. Современное производство рассредоточивается в разных, порой удаленных друг от друга на многие часы авиаперелета, точках земного шара. Идея популярного продукта может зародиться в Америке, после чего дизайн поручат итальянцам, а непосредственно производством займется арендуемый завод где-то в Юго-Восточной Азии. Конечный продукт будет упакован в тару, сделанную в Восточной Европе, и уже после этого в вагонах и контейнерах разъедется по всему цивилизованному миру.
Многих потребителей такая ситуация почему-то настораживает: человеческая натура склонна видеть в этом какой-то подвох. Однако подобный космополитизм на сегодня — самая эффективная форма массового производства, причем не только из-за соображений экономии. Наилучшего результата (в том числе, на творческих этапах, к счастью, остающихся неотъемлемой частью бизнес-процесса) можно добиться, если каждую конкретную операцию поручить тому, кто лучше всего умеет с ней справляться. Рассредоточение производства по континентам — по сути, доведенная до логического завершения идея разделения труда, остающаяся краеугольным камнем любого капиталистического общества.
Чаще всего такое разделение сегодня встречается в hi-tech индустрии, для которой характерно сочетание высокого уровня технологического производства и продвинутой инженерии. Конечная цель подобных международных формаций — предложить потребителю максимально качественный, сбалансированный продукт по адекватной цене. Задача эта не слишком оригинальна, однако сегодня мало кто на деле стремится к полномерному ее решению.
Удачный пример образцового «гражданина мира» — марка Fly, родившаяся как плод сотрудничества нескольких корпораций на разных континентах. Бренд «Fly» был создан расположенным в Великобритании международным телекоммуникационным гигантом Meridian Group для продвижения мобильных телефонов собственной разработки. Точнее сказать, фирмой была взята на вооружение стратегия «виртуального производства», доказавшая свою эффективность в период ажиотажа на рынке персональных компьютеров.
Суть стратегии в том, что производят продукцию сторонние фирмы (при этом можно выбрать изготовителя, обеспечивающего наилучшие качество и технический уровень), а материнская компания концентрируется на дизайне, развитии и продвижении бренда. Новая марка призвана была совместить европейское качество с английским стилем и азиатскими высокими технологиями, при этом конечный продукт должен был продаваться по конкурентоспособной цене, привлекательной для тех, кто не имеет привычки переплачивать за раскрученный бренд.
Мобильные телефоны «Fly» производятся силами трех фирм: английской Sendo, корейской Sewon и китайской Bird. Первые мобильники Fly были копиями собственных моделей этих фирм, продающихся исключительно на внутренних рынках. Fly же изначально задумывался как международный бренд, которому придется конкурировать на «чужой» территории, поэтому модельный ряд составили лучшие разработки вышеназванных производителей.
Нынешняя «коллекция» мобильных телефонов Fly разработана силами MG и производится по заказу на аутсорсинговых заводах. В качестве приоритетных рынков сбыта были выбраны страны Восточной Европы, Индия и Россия. В нашей стране брендом Fly управляет «Меридиан Телеком» — российское отделение британской компании. Ранее фирма занималась продвижением в России сотовых телефонов корейской фирмы Maxon, которые были довольно тепло приняты на стремительно растущем рынке.
Работы по развитию совершенно нового бренда — куда более серьезный опыт, ведь Fly — это не только марка сотовых телефонов, но и единые стандарты сервиса, а также стоящая за брендом комплексная философия.
Впервые представленная в августе 2003 года линейка мобильных телефонов Fly первоначально состояла из трех моделей: S288, S588 и S688. Первые две являли собой максимально простые и дешевые решения (монохромный дисплей и минимум дополнительных функций), но сочетание невысокой цены с простотой в обращении и надежностью сделали их привлекательными для тех, кто собирался впервые «мобилизоваться». Третий член старшего поколения Fly — S688 — был более продвинутой моделью, с цветным дисплеем и полифоническим звонком, а благодаря изысканному дизайну он и сегодня смотрится актуально. В целом, 2003 – 2004 годы были периодом ознакомления: российский потребитель привыкал к непривычному бренду (этому способствовала яркая рекламная кампания), а маркетологи Meridian Telecom разрабатывали стратегию дальнейшего его продвижения на ставшем для Fly ключевым рынке.
Резкий поворот в стратегии, произошедший в 2005 году, был продиктован изменением потребительских предпочтений. Рынок мобильной связи в тот момент был уже близок к насыщению, и покупатели стали предъявлять к новым телефонам повышенные требования. «Мобильник мечты» представлялся оснащенным широким набором дополнительных функций, большинство из которых не просто красиво называются, но ведут пользователя в красочный мир цифрового контента и мобильного интернета. Такое богатство возможностей должно было быть легко управляемым и заключенным в стильный и эргономичный корпус.
Именно на эти требования сделали упор инженеры и маркетологи Meridian Telecom при формировании новой коллекции телефонов Fly, и они не прогадали. Свежие модели Fly демонстрировали мощное техническое оснащение (например, бестселлеры SL200), изящные дизайнерские решения (изысканная раскладушка A130), и привлекали пользователей установленными на всех аппаратах яркими и четкими дисплеями. Особо сильное впечатление на покупателей (вернее, покупательниц) произвели модели серии Z (изящных, миниатюрных «раскладушек» на рынке довольно много, но «зетки» легко можно было принять за... пудреницы!). Обретя лоск и техническую изощренность, телефоны английской марки не утеряли своего весомого преимущества — доступных цен, что привлекло в лагерь Fly множество покупателей. Конечно, молодой и несколько экзотический бренд не смог бы покорить сразу всех, однако двухпроцентная доля на динамичном, полном конкурентов рынке мобильной связи в России — весьма достойный результат. Тем более что фирма взяла курс на стремительное преодоление двухпроцентной планки.
2007 год стал ключевым для Fly на российском рынке. Инженеры Meridian Telecom обрели второе дыхание и выпустили сразу несколько успешных моделей телефонов. Среди них стоит отметить такие как Fly SX210, Fly LX610 Mega, очень удачную бизнес-модель Fly B600.
Появившаяся в конце июля модель B700 стала настоящим хитом, ведь до этого не было телефонов, полноценно работающих с двумя SIM-картами одновременно. Fly B700 мгновенно завоевал популярность у пользователей, которым в разных силу причин приходилось пользоваться двумя мобильными телефонами.
Fly разнообразил ассортимент совершенно новыми категориями мобильных устройств.. Во второй половине 2007 года компания представила на суд общественности сразу два смартфона: Fly IQ-120, Fly PC100.
В этом же году компания попробовала себя в несколько необычном, но логично напрашивающемся направлении, выпустив свой первый GPS-навигатор Fly GPS 200. При своей весьма демократичной цене этот симпатичный и практичный «целеуказатель» просто напичкан всякими высокотехнологичными новинками.
Набрав скорость в 2007-ом, компания не остановилась на достигнутом и начало этого года ознаменовалось выходом имиджевых телефонов Levi’s и Fly Hummer HT2 и продолжением линейки смартфонов в лице Fly PC200.
В 2006 г. Meridian Telecom поставила перед собой амбициозную задачу: за год удвоить рыночную долю телефонов Fly. Достигнуть этого «Британскому бренду с русским сердцем» (по выражению директора по маркетингу и продажам Meridian Telecom Раджива Тхакура) помогла четкая сегментация: в линейках будут представлены бизнес-телефоны с мощными организационными функциями — для деловых людей, смартфоны — для энтузиастов высоких технологий, мультимедийные телефоны — для любителей развлечений, а также другие четко спозиционированные модели.
Кроме того, в наполеоновских планах Meridian Group — выход с уже завоевавшим признание бредом Fly на рынок MP3-плееров, цифровых фотоаппаратов и прочих гаджетов. В новой нише Fly будет следовать своей неизменной философии: высокое качество и последние технические инновации по доступной цене — в стильном, узнаваемом бренде, за который не надо переплачивать.
Вообще, для продукции Fly характерна устремленность в будущее. В Meridian Group понимают, что не за горами тот день, когда рынок сотовой связи перестанет экстенсивно расти, и особую важность приобретут инновации и открытость свежим идеям. И то, и другое пока что замечательно удается команде разработчиков-космополитов Fly.