С самых ранних лет выходец из прерий Техаса Майкл Делл отличался своей предприимчивостью. Так, в 12 лет он организовал для своих друзей аукцион, на котором продавались почтовые марки. Это предприятие принесло ему первую 1000 долларов. Где-то в 18 лет Майкл заработал, распространяя почтовую продукцию, на свой первый автомобиль BMW. В то время Майкл только начал учебу в колледже на биологическом факультете, но это его мало привлекало.
В начале 80-х происходил бурный рост рынка персональных компьютеров. Естественно, колледж Делла не остался в стороне от этого процесса. Многие его сокурсники захотели приобрести себе компьютеры. Майкл изучил компьютерный рынок и, произведя необходимые расчеты, пришел к выводу, что их просто-напросто тихо грабят. По его прикидкам, покупатели платили 3000 долларов за комплектующие, реальная стоимость которых составляла 700 долларов. Все остальное оседало в карманах различного рода посредников. Именно тогда у Майкла зародилась идея прямых продаж компьютерной техники потребителям. Он начал сам собирать компьютеры для своих друзей по более приемлемой цене и за время летних каникул заработал 100.000 долларов. И он понял, что его призвание - компьютерный бизнес. Отложив в сторону учебники по биологии, он покинул свой колледж и ринулся с головой в бурное море бизнеса. В 1984 году он основывает свою собственную компанию по сборке и продаже компьютеров Dell Computer в городке Раунд-Рок штата Техас. Тогда ему было всего девятнадцать лет... Основными целями, которые ставил перед собой и добивался Майкл Делл, были приобретение компонентов по недорогой цене, рациональная сборка, продажа покупателям напрямую своей продукции. Несмотря на то, что Делл имел небольшой стартовый капитал, он уже в самом начале своей работы в компьютерном бизнесе добился значительных результатов. Через пару лет название его компании стало хорошо известным, а продажа компьютеров осуществлялась на основе заказов. Но не следует думать, что все было гладко - Dell Computer пришлось пережить и период трудностей.
Не так уж просто было сохранить за собой роль одного из основных представителей отрасли, снискавшей себе своей изменчивостью дурную репутацию. В течение семи лет вплоть до 1993 года компания испытывала проблемы с патологической нехваткой денежной наличности. Резервы наличных сократились до минимума. Для исправления сложившейся ситуации Майкл принял решение пригласить известных менеджеров других крупных компьютерных корпораций. Среди них были Том Мередит, назначенный на пост старшего вице-президента и директора по финансовым вопросам, которого удалось переманить из Sun Microsystems, а также обладающий большим опытом Морт Топфер, перешедший в Dell из компании Motorola. Анализируя ситуацию, Мередит пришел к удручающим выводам. Компания за небольшой срок выросла на 127 процентов, но для такого объема работ в ней не была создана необходимая инфраструктура. Имела место игра на двух рынках - прямой реализации своей продукции и ее продвижение через крупных дистрибьюторов. Естественно, возникал конфликт интересов, что приводило к тому, что они часто попросту придерживали продукты от Dell. Все это выливалось в серьезные финансовые потери. Мередит, Топфер и другие новые менеджеры корпорации Dell направили действия ее сотрудников на реструктуризацию и улучшение анализа происходящего в каждом ее подразделении. В результате руководство компании пришло к тому, что с розничной торговлей нужно покончить раз и навсегда. И это помогло - компания вышла на уровень безубыточности с последующим стремительным ростом всех своих финансовых показателей. Вот лишь некоторые цифры, подтверждающие это. Средний ежегодный прирост продаж компании за последние годы составил 53%. Прибыль выросла со 140 млн. до 944 млн. долларов, что соответствует среднему ежегодному приросту в 89%. Dell развивается очень динамично - ее доля на рынке персональных компьютеров за последние несколько лет удвоилась. Что же до ее положения на финансовом рынке, то можно сказать лишь одно - лакомый кусочек. Так, за десять лет акции Dell выросли на 29600%. В списке FORTUNE 500 Dell имеет ранг № 7 по отдаче акций - впереди компаний Coca-Cola, Intel и Microsoft. Это единственная компания в этом знаменитом перечне, которая имеет за последние три года среднегодовые показатели роста продаж и прибыли выше 40%. Сейчас Dell Computer по праву может считаться мировым лидером в области разработки и производства компьютерных систем. Корпорация занимает третье место в мире и развивается, по оценкам авторитетных экспертов, быстрее многих своих конкурентов. Об этом свидетельствуют ее доходы за последние четыре квартала, составившие 15.2 млрд. долл.
Компания Dell, в которой работает 20800 сотрудников по всему миру, занимает второе место по производству персональных компьютеров в США, где является ведущим поставщиком ПК для корпоративных заказчиков, государственных и учебных учреждений. Почти две трети продаж Dell приходятся на крупные корпорации, государственные учреждения и учебные заведения. Кроме того, Dell обслуживает средние и мелкие предприятия. Dell занимает более 5.3% мирового рынка ПК. Компания имеет представительства в более чем 33 странах мира. Ее продукция и услуги распространяются через сеть дистрибьюторов и дилеров практически по всему земному шару. Спектр продукции Dell Computer весьма широк - это линии высокопроизводительных настольных компьютерных систем Dimension и OptiPlex, популярные серии ноутбуков Latitude и Inspiron, нацеленные на сектор малого и среднего бизнеса серверы PowerEdge, серия рабочих станций Dell Precision, системы хранения информации PowerVault и многие другие модели. Вся продукция Dell для европейского рынка производится на заводе в г. Лимерик (Ирландия). Компьютеры выпускаются исключительно по индивидуальным заказам. Все выпускаемые изделия соответствуют необходимым международным и европейским стандартам. Dell поддерживает тесные связи с ведущими поставщиками комплектующих и проводит полный входной контроль качества. Производственные площади завода непрерывно растут и на сегодняшний день составляют 28000 квадратных метров. В настоящее время на заводе работает около 1000 человек. Другие производственные площади Dell, обслуживающие Северную и Южную Америку, а также Азиатско-Тихоокеанский регион располагаются в Остине, штат Техас, и в Пенанге (Малазия). Очень важно для такой крупной компании, как Dell, проведение правильной транспортной и расчетной политики. Именно поэтому, применяя свою собственную прогрессивную схему получения оплаты за проданную продукцию, в том числе с использованием сети Internet как средства электронной коммерции, корпорация Dell, по заявлениям ее специалистов, получает плату обычно через 24 часа после обработки заказа, в то время как конкуренты получают деньги обычно с опозданием в 30-40 дней после получения заказа. Более того, сборка компьютеров обычно начинается только после того, как деньги за них уже направлены в банк. Выполнение работ в последнюю минуту - это не только умная деловая стратегия. Благодаря ей компания получает несколько уникальных преимуществ.
Так, она никогда не хранит на складе устаревшие компьютеры и всегда может произвести изменения, требуемые обстановкой. Уже несколько раз компания первой начинала выпуск компьютеров, устанавливая на них только что появившиеся процессоры. Руководитель корпорации Майкл Делл считает, что только один этот фактор дает его компании преимущество в 6 процентов по сравнению с его конкурентами. В заключение следует отметить, что главной причиной и символом успеха компании явилась изначальная идея ее бессменного руководителя Майкла Делла, вдохновлявшая его все эти долгие 15 лет - стремление избавить потребителей своей продукции от посредников с их высокими расценками и не всегда приемлемым сервисом, выйти к ним напрямую, дать им качественный продукт по приемлемой цене - и это правильно!