Audi - автомобили, идеально приспособленные к российским условиям. Надежные, динамичные, стильные - они снискали заслуженную популярность российских водителей. И число поклонников марки в нашей стране постоянно растет. С момента начала официальных российских продаж Audi в 1998 году, количество ежегодно реализуемых автомобилей выросло более чем в 10 раз.
Эта ныне всемирно известная фирма родилась в 1910 году по решению суда. Рассматривалось дело об обвинении Августа Хорьха (August Horch) его бывшими коллегами из компании Horch. В результате разногласий с партнерами своенравный Хорьх был вынужден уйти из собственной фирмы, основанной им в Zwickau в 1899 году. Спустя некоторое время он создал в том же городе новую компанию, естественно, присвоив ей свое имя. Недолго существовали в одном небольшом городке две фирмы с одинаковым названием: решением суда второй было присвоено новое название Audi, что по-латыни означает то же самое, что Horch по-немецки - "слушать".
Первый Audi был снабжен 4-цилиндровым двигателем в 2612 см3, похожим на прежние конструкции Хорьха, созданные им для фирмы Horch. Но вскоре за ним последовали новые моторы рабочим объемом в 3562, 4680 и 5720 см3. У всех были так называемые симметричные клапаны: впускной стоял снизу, а выпускной строго над ним "вниз головой".
1910-1920 Первый автомобиль Audi
В начале 1909 года, после правового спора с первыми заводами Horch-Werke, Август Хорьх переименовал свой второй автомобильный завод в Audi Automobil-Werke. В середине 1910 года на рынок был выпущен его первый автомобиль Audi. Этот автомобиль имел 2,6 литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 22 л.с.
1920-1930 Новый товарный знак Audi
В 1920 году Audi Automobil-Werke AG представила новый торговый знак Audi. В соответствии с модным в то время деловым стилем, росчерк Люсиана Бернхарда сменил украшенную виньетками эмблему Audi. Теперь уже новая эмблема (золотые буквы на синем фоне в овале) украшала радиаторы автомобилей Audi. Когда в 1965 году первый Audi послевоенного времени вышел на рынок, он имел именно этот торговый знак на правом переднем крыле и на задней части кузова. С запуском производственой линии NSU в 1977 году дополнительно в качестве фирменного логотипа был введен шрифтовой знак Audi в красно-коричневом овале. С 1982 г. фирменный овал украсил также и боковые поверхности крыльев автомобилей. В октябре 1994 г. овальный логотип Audi был сменен на комбинацию четырех колец и шрифтового знака, выполненного теперь красным цветом.
После Великой Отечественной войны завод Auto Union в Цвиккау попал в советскую зону, а оборудование было частично вывезено в СССР на завод МЗМА (ныне "Москвич")
1950-1960
В начале 1950-х годов на заводе в Дбссельдорфе, входившем перед войной в Auto Union, началась сборка автомобилей DKW - первого послевоенного легкового автомобиля Auto Union. До конца 1961 года легковые автомобили DKW производились на производственных площадях Rheinmetall-B or sing AG в Дюссельдорфе. Современная же история марки началась в 1964 году, когда концерн Wolkswagen выкупил активы Auto Union у Daimler-Benz. Уже в 1965 году была представлена первая модель Audi а базе модели DKW F102, производство которой было начато на новом заводе в городе Ингольштат, в Баварии.
1970-1980
В начале 1970 года начался широкий экспорт Audi в Соединенные Штаты Америки. Сначала экспорт в США ограничивался моделью Audi Super 90 (седан и универсал), а также новым Audi 100. С 1973 года к ним присоединился Audi 80, который, в отличие от европейского варианта, выпускался и в кузове универсал. Позднее модели Audi получили на рынке США собственные обозначения: Audi 4000 для Audi 80, Audi 5000 для Audi 100.
В этих машинах мощь мотора в стандартных дорожных условиях передавалась на обе оси автомобиля — переднюю и заднюю — в пропорции 50/50. В случае пробуксовки передних или задних колёс крутящий момент «перебрасывался» на колёса, имеющие лучшее сцепление с дорогой. Такая схема позволяла полнее использовать потенциал мотора.
1980-1990 Audi quattro
В марте 1980 года стенд Audi на Женевском автомобильном салоне стал настоящей сенсацией, благодаря представленному на нем новому полноприводному спортивному купе. Впервые легковой автомобиль предлагался с концепцией привода, использовавшегося до сих пор только в грузовых автомобилях и внедорожниках. Идея такого легкового автомобиля возникла зимой 1976/77 гг. во время испытательных заездов на разрабатываемом армейском внедорожнике VW Iltis. Великолепное поведение этого автомобиля при движении по льду и снегу привело к мысли внедрить полный привод VW Iltis в серийный Audi 80. В том же году были проведены опытно-конструкторские работы, результатом которых и стало создание спортивного купе Audi quattro.
Спортивный дебют Audi quattro состоялся в начале 1981 г. на январском ралли в Австрии. Полный привод quattro® произвел переворот в мире международных ралли и гонок. В декабре 1982 г. было налажено серийное производство Audi 80 quattro с полным приводом. Постепенно привод quattro® стал предлагаться также и для других моделей Audi.
Победа в DTM на Audi V8
В 1990 году Audi AG впервые участвовала в немецком чемпионате серийных автомобилей (DTM). Победителем в этом сезоне стал Ханс-Иоахим Штук, выступавший на Audi V8. В следующем году Фрэнком Биела за рулем Audi все той же модели смог успешно защитить чемпионский титул.
Audi c двигателем V6
В декабре 1990 года был представлен новый Audi 100 (внутреннее обозначение С4), который впервые в истории концерна стал предлагаться также с шестицилиндровым V-образным двигателем. Мощный (174 л.с.) силовой агрегат с рабочим объемом 2,8 литра был самым компактным и легким в своем классе. Он имел новую систему впрыска топлива, которая обеспечивала требуемое высокое тяговое усилие при низком числе оборотов и высокую мощность в верхнем диапазоне оборотов.
1990-2000 Audi duo
На Женевском автомобильном салоне в марте 1990 года Audi AG представила Audi duo, серийный Audi 100 Avant quattro, в котором кроме обычного бензинового двигателя был установлен также электродвигатель с приводом на заднюю ось. При необходимости, привод можно было переключать с бензинового двигателя на электрический. Этот гибридный автомобиль был разработан, в частности, для использования в сфере коммунального хозяйства.
Вначале перешли к раздельной продаже Volkswagen и Audi. До 1993 года автомобили этих марок продавались дилерами под одной крышей. Руководство VW потребовало строительства отдельных торговых площадей для продажи автомобилей Audi.
Маркетинг дилеров VW, как и прежде, строился в большей степени на создании привлекательных финансовых условий для клиента, а потенциальных покупателей Audi начали завлекать особыми сервисными предложениями. Так, им предоставляется возможность заказать Audi к своему дню рождения в эксклюзивной комплектации. Родственные марки искусственно отдаляются друг от друга.
Фиктивный «развод» с Volkswagen потребовал от Audi расширения собственного модельного ряда. До 1994 года фирма выпускала всего две модели — Audi 80 и Audi 100. В 1994-м стартовало производство полноприводного седана представительского класса А8. Полный привод значительно повышал устойчивость тяжёлых и мощных машин, а значит, и безопасность их сановных пассажиров.
Рынок встретил автомобиль достаточно сдержанно, но свою задачу — «засветить» марку Audi в высших кругах — А8 выполнил успешно.
В 1996 году Audi выпустила автомобиль гольф-класса — компактный A3. Разработка машины потребовала не слишком больших затрат, поскольку её сборка производилась на одной платформе с VW Golf. Зато спортивный дизайн автомобиля, качество проработки и исполнения интерьера ставили машину на ступеньку выше, чем «просто Volkswagen» и приближали её к уровню конкурентов из BMW и Mercedes.
В 1996 году в рамках расширения модельного на платформе VW Golf была построена Audi A3.
В 1996 году Audi выпустила на рынок модель бизнес-класса А6. По качеству исполнения и уровню оснащения этот автомобиль уже практически ни в чём не уступал лидерам из категории премиум. Оставалось только убедить в этом покупателей.
Борьба за покупателя строилась на раскрутке инновационных технических идей. Именно Audi первой применила дизельные двигатели на моделях представительского класса. А8 целых семь лет оставалась единственной в своём классе моделью, которую можно было приобрести в комплектации с дизельным мотором. Эти двигатели несравненно экономичнее и экологически чище бензиновых моторов. К тому же они обладают крутящим моментом, создающим впечатляющий запас «под педалью газа».
От конкурентов седан представительского класса Audi A8 отличается кузовом из алюминия и наличием полного привода.
Сегодня дизельными моторами оснащаются представительские BMW и Mercedes. Дизельный мотор собирается устанавливать на своих моделях даже такая откровенно спортивная марка, как Mazerati. Конструкторы Audi первыми среди европейских автопроизводителей стали в массовом порядке оснащать автомобили вариаторами — автоматическими коробками передач, способными передавать крутящий момент от мотора на колёса без прерывания мощности. На машинах, оборудованных таким «автоматом», практически не ощущается момент переключения передач. Эта АКПП называется Multitronic. И в ней не может ощущаться процесс переключения, так как его просто не происходит. В Multitronic всего одна «передача» (не считая задней) с плавно изменяемым коэффициентом.
Компактный городской автомобиль Audi A2 тоже имел алюминиевый кузов, из-за чего был лёгким, но дорогим.
И всё же самым раскрученным «ноу-хау» Audi стало использование в конструкции автомобиля алюминия. В 2000 году Audi первой среди автопроизводителей выпустила полностью алюминиевый серийный автомобиль А2. Машина получилась оригинальной и интересной, но в коммерческом плане её ждал провал: сегодня в Audi не скрывают, что проект А2 будет закрыт.
Как считают в самой фирме, основная причина низких продаж этого маленького автомобиля — высокая цена. За последние три года, скажем, в Германии цены на все потребительские товары и большинство услуг выросли минимум в два раза, и молодёжь — основная категория, на которую рассчитывали разработчики А2, — просто не может позволить себе покупку такой машины.
Audi TT стала настоящей революцией в мире дизайна и мгновенно превратилась в современную классику.
Сейчас никто из мировых автопрозводителей не использует «крылатый металл» так широко, как Audi. В модельном ряду фирмы появилась полностью алюминиевая А8 — новый автомобиль представительского класса. Трудно сказать, как сложится судьба этого продукта: пока, например, на российском рынке по объёму продаж новая А8 значительно уступает конкурентам.
За десять лет, прошедших с 1995 года, когда Audi вышла в категорию престижных автомобилей, оборот компании вырос с 8,5 млрд евро до 22,6 млрд. Технические инновации, победы на ралли, использование «крылатого металла». План Фердинанда Пиха удался.
Спустя многие годы Audi вновь столкнулась с проблемой нехватки моделей в своей линейке. Немецкие конкуренты давно уже предлагали покупателям сразу несколько внедорожников, когда у Audi был лишь кроссовер Allroad. Проблема была решена кардинально в 2005 году, когда на свет, потрясая полы и стены, выкатился исполинский внедорожник Q7. Объединив платформу Volkswagen Touareg и элементы седанов A6 и A8, он мгновенно завоевал популярность среди обеспеченных покупателей: скромных версий Q7 запланировано не было. Слегка опоздав с выпуском внедорожника, Audi сразу на шаг обогнала многих конкурентов.
Рекламный лозунг Audi, посвящённый Q7, достаточно скромен: «Он пришёл, чтобы взять своё». Внедорожник не только взял своё, но и отобрал чужое.
Но выпуск мощного джипа не решил проблему целиком. В линейке остались весьма интересные белые пятна: спорткары, компактные кроссоверы, суперкары, минивэны. Что примечательно, все эти вакантные места в ближайшие годы будут заполнены абсолютно новыми моделями.
Сейчас концерн Audi AG является одним из крупнейших европейских производителей автомобилей класса "люкс". Головные сборочные предприятия Audi - немецкие заводы в Ингольштадте (семейства A3 и A4) и Некарсульме (А6 и А8), венгерский завод в Гьоре (сборка TT и TT Roadster, производство двигателей), завод VW в Братиславе (Словакия), где собирают Q7, и сборочный завод в Сараево (СКД-сборка А4 и А6).
С 2008 года производство А3 будет организовано на заводе в Генге (Бельгия).