Изначально, поисковая система AltaVista была настоящим новатором по созданию поисковых технологий. В 1995 году Альта виста создавалась как один из элементов оборудования исследовательской лаборатории Digital Equipment Corporation (DEC). Появившись, поисковая система AltaVista быстро получила признание пользователей и стала лидером среди себе подобных. Основной заслугой системы AltaVista считается обеспечение поддержки множества языков, в том числе китайского, японского и корейского. Действительно, в 1997 году ни одна поисковая машина в Сети не работала с несколькими языками, тем более с редкими.
В 1998 году корпорация Compaq Computer купила DEC (естественно, вместе с AltaVista). И уже в начале 1999 года AltaVista получила статус самостоятельного подразделения. В этом же году Microsoft лицензировала поисковую систему AltaVista для использования на своем узле MSN. Множество желающих сразу же стали пользоваться услугами по индексации больших объемов информации и возможностью мгновенного поиска в огромных базах данных. Так что, продажа лицензий на использование поискового движка навсегда стала хорошим источником прибыли для Альта виста.
На одном из этапов своего существования поисковая система AltaVista (www. altavista. com) решила пойти по стопам поисковиков AOL и Yahoo, которые превратились в порталы. Поисковая система AltaVista же стремилась стать универсальным порталом, включавшим онлайновый магазин, радиостанцию, форумы, чаты, персональные фотоальбомы и прочее. Но, из-за громадных денежных вливаний, из-за конкуренции с другими гигантскими порталами и опубликованной критики со стороны тех же конкурентов, 2001 год проходит для компании под девизом отказа от претензий на статус портала и “возвращения к истокам”.
Компания повернула свою деятельность в другое русло. Теперь www. altavista. com продвигает свою поисковую систему среди индивидуальных пользователей Интернета и лицензирует технологии поиска предприятиям, в том числе для использования во внутренних сетях. Основным же источником финансирования потребительской версии поисковой системы AltaVista стали доходы от рекламы, получаемые, в том числе и от наиболее популярных . Например, сейчас реальные результаты поиска помещаются после ссылки, за размещение которой, компании Альта виста платит владелец соответствующего ресурса.
Одновременно, с попытками стать порталом, Альта виста продолжала совершенствовать свои поисковые технологии. Так что компания по сей день остается одной из лучших в этой области. Если принять во внимание, что после электронной почты поиск является наиболее востребованной пользователями услугой, то при наличии хорошей поисковой системы AltaVista может рассчитывать на привлечение клиентов. Оставалось только придумать, как на этом заработать…
И выход нашелся. Теперь один из способов зарабатывания денег — продажа лицензий на право пользоваться базой данных. Другой наиболее эффективный на сегодняшний день - это схема “спонсорских” сайтов. То есть, поисковые компании заключают договоры с фирмами, чтобы ссылка на сайт последних, появлялась в первую очередь при определенных параметрах поиска. Компании не только сами заключают договоры с “третьей стороной”, но и продают друг другу эти самые “третьи стороны”. Также еще одним источником прибыли AltaVista является разработка корпоративных поисковых систем внутреннего пользования.
Все же, несмотря на явное отставание от конкурентов, www. altavista. com абсолютно уверена в своих силах. Надеемся, что компания Альта виста выполнит все намеченное и с успехом “вернется к своим корням”. Поисковая система AltaVista (www. altavista. com) завоевала сердца всех пользователей Интернета на раннем этапе его существования. Ее история — классический пример сочетания хорошей технологии с невнятным позиционированием.